Travelport с 25 октября

Не дождавшись ответа от «РЖД», питерские туроператоры были вынуждены подписать договор с «РЖД Тур»

Петербургские туроператоры «Матрешка-Тур», «Синяя Птица Плюс» и «Тур-Арт» так и не дождались ответа на свое обращение к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и генеральному директору Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петру Иванову по поводу новогоднего чартерного поезда из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. Напомним, в письме говорилось, что ФПК отказывается предоставить им железнодорожный состав напрямую, вынуждая бронировать его через компанию «РЖД Тур», которая откровенно завышает стоимость аренды всех типов вагонов. Письмо было отправлено больше месяца назад – 24 ноября.

Однако после публикации скандального материала в RATA-news в компанию «Матрешка-Тур», одному из инициаторов обращения, позвонил генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев и предложил подписать с ним договор, но с более интересными тарифами. Уже не надеясь на ответ от руководства «РЖД», туроператор был вынужден договариваться с посредником, чтобы не сорвать новогодний отдых более 500 туристов, которые запланировали поездку в Великий Устюг.

Но некоторые претензии туроператоров действительно были сняты. Достигнута договоренность по итоговой стоимости поезда, в том числе по вагонам-ресторанам и штабному. Какова цена этого компромисса, сказать трудно, но турбизнесу хорошо известно, как «РЖД Тур» умеет зарабатывать на своих «услугах».

Итак, поезд из Санкт-Петербурга в Великий Устюг отправится 3 января. Но договор все же подписан с фирмой-посредником, и заголовок нашего предыдущего материала «Федеральная пассажирская компания не дает туроператорам вагоны, принуждая работать через “РЖД Тур”» можно смело ставить и к нынешнему. Примечательно, что после публикации в редакцию RATA-news пришло опровержение. И не от «РЖД» или ФПК, к которым, собственно, и предъявлялись претензии в материале, а почему-то от «РЖД Тур» – причем с требованием опубликовать через неделю, до 23 декабря, хотя по закону о СМИ на это отводится 10 дней. Совпадение или нет, но именно 23 декабря «Матрешка-Тур» подписала договор с фирмой-посредником, полностью подтвердив суть нашего материала. Что же тут опровергать?

Тем более что о подобных «услугах» «РЖД Тур» вам могут немало рассказать в любом российском регионе. Вот один из них. В марте этого года департамент туризма Самарской области и Куйбышевский филиал «Федеральной пассажирской компании» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития туризма. В местных туроператоров это вселило надежду, и в июле 2016 года туристическая компания «Профцентр» направила в Куйбышевский филиал ФПК запрос на расчет стоимости специализированных туристических поездов на осенние школьные каникулы в начале ноября. Ответ пришел через два месяца из Москвы – конечно же, от компании «РЖД Тур», которая прислала свои расчеты и предложение о сотрудничестве. Туроператор работать с посредником не стал – осенние поездки школьников не состоялись.

Опровергая публикацию RATA-news от 6 декабря, «РЖД Тур» остался верен себе. В письме ни словом не были упомянуты конкретные факты, о которых шла речь в материале – завышение тарифов на 30-40%, вагоны-рестораны по цене «жилых», грабительские условия по штабным вагонам и т.д. Все это мы уже проходили три года назад, когда опубликовали материал «Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма» и также получили опровержение не по сути дела.

Вот и в нынешнем письме пунктом 1 значится обида «героя» на наши сомнения в том, что он действительно туроператор. Цитируем:

«1) В абз. 5 статьи автором утверждается: «...Сама же "РЖД Тур", хоть и считает себя туроператором, фактически таковым не является...». ООО «РЖД Тур» осуществляет туроператорскую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», что подтверждается реестровым номером МТЗ 012785 в едином федеральном реестре туроператоров. Также на официальном сайте ООО «РЖД Тур» представлен широкий перечень туристских продуктов, которые пользуются популярностью у потенциальных туристов».

Признаемся, это наша любимая тема. Не пожалели времени и снова, как и три года назад, проанализировали сайт «РЖД Тур» – а вдруг что-то изменилось.

Раздел «Железнодорожный туризм». Пункт первый – путешествия на ретропоезде.

Из Москвы: самый обширный раздел, 23 предложения. Но 20 из них – не туры, а только экскурсии, продажа которых не попадает под определение туроператорской деятельности. А два из трех двухдневных туров – «по запросу для организованных групп», без конкретных дат. То есть продажи по ним не ведутся – компания ждет появления готовых групп. Статистику «запросов» даже не будем спрашивать, хотя интересно было бы узнать.

Из Санкт-Петербурга: шесть однодневных экскурсий и один двухдневный тур в Псков и Великий Новгород – четыре даты на весь 2017 год.

Из Ростова-на-Дону: две экскурсии и один тур в Волгоград «по запросу для организованных групп».

Из Иркутска: две экскурсии по Кругобайкальской железной дороге – в одну и другую сторону. Здесь будет уместно напомнить, что в начале 2015 года туроператорам Иркутской области с трудом удалось добиться сохранения этого уникального маршрута: он был под угрозой закрытия по причине завышенных тарифов, которые планировало установить ОАО «РЖД».

И еще здесь же в подразделе «На новогодние праздники» предлагается несколько экскурсий на ретропоезде, что также не является турпродуктом.

Теперь зайдем в раздел «Экскурсионные туры по России». «РЖД тур» предлагает поездки из шести (!) городов нашей необъятной страны.

Из Москвы: 11 предложений, из них 9 «по запросу для организованных групп». И только на два тура – в Великий Устюг и в Кострому – объявлены конкретные даты, 2 и 3 января соответственно.

Из Санкт-Петербурга: единственное предложение – тур в Великий Устюг с отправлением 2 января. Мы специально выяснили: два вагона, 90 человек.

Из Ростова-на-Дону: единственное предложение – в Великий Устюг, отправление 4 января. Два вагона, прицепленные к обычному пассажирскому поезду. И идут эти вагоны по принципу маршрутки – через Самару и Нижний Новгород. Поэтому семьи с детьми находятся в пути двое суток туда и столько же обратно. И при этом, заметим, прибывает поезд не в Великий Устюг, а в Котлас, откуда туристов еще почти за 70 км едут на автобусах. Вот такое чудесное детское путешествие.

Из Самары: пять предложений, из которых четыре «по запросу для организованных групп». Единственный тур с указанием конкретной даты – Великий Устюг на 4 января. Два прибывших в Самару ростовских вагона прицепляют к десяти самарским, далее состав идет в Нижний Новгород, где подхватывает еще пять вагонов. Туристы из Самары находятся в пути до Котласа более 30 часов.

Из Екатеринбурга: четыре предложения, все в Казань и все «по запросу для организованных групп».

Из Пензы: четыре однодневные экскурсии в Самару, то есть не турпродукт.

На этом Россия у «РЖД тур» заканчивается.

Раздел «Путешествия по Транссибу»: из Москвы в Улан-Батор (одна дата в мае) и обратно (одна дата в мае), во Владивосток (по одной дате в мае, июле и августе) и обратно (одна дата в августе), в Пекин (по одной дате в августе и сентябре) и обратно (одна дата в августе).

Раздел «Путешествия в Европу» не заслуживает даже упоминания, но, раз уж зашли, уточним: две страны – Франция и Италия, все варианты путешествий – «по запросу для организованных групп».

Прямо не знаем, как бы существовал «РЖД тур», если бы не было Нового года. Впрочем, и с этим праздником у компании не все гладко. На прошлой неделе разразился очередной скандал. Генеральный директор АО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева, выступая в Вологде на заседании оргкомитета по подготовке к зимнему туристическому сезону, возложила частичную вину за снижение турпотока в Великий Устюг на «РЖД». Она рассказала, что туроператоров, с которыми «Дед Мороз» работает более десятка лет, заставляют покупать вагоны через посредника – «РЖД тур». «500 путевок продано в Челябинске и Екатеринбурге, а поезда нет. Люди сдают путевки – сейчас уже осталось 306 человек», – говорила Татьяна Муромцева 21 декабря.

Она также считает, что на снижение турпотока влияет и тот факт, что большинство поездов идут до станции Котлас Южный. «В Великом Устюге мы встречаем всего три поезда. Это беспредел. «РЖД» срывают нам туристический сезон. Наземным транспортом добраться до нас в три раза дешевле, чем железнодорожным».

Как рассказала Татьяна Муромцева, ежегодно компания «Дед Мороз» принимает по 10-15, а то и 20 прямых туристических поездов, которые без остановок едут в Великий Устюг и Котлас из разных городов страны. В этом году такие поезда формируют туроператоры Челябинска, Казани, Екатеринбурга, Ижевска, Санкт-Петербурга, Москвы. Чаще всего вагоны им приходится заказывать через фирму-посредника «РЖД тур». Однако в этом году у туроператоров возникли проблемы: многие не смогли купить билеты до Великого Устюга – даже по заявкам, оставленным еще летом. Ситуация сложилась патовая: путевки в Великий Устюг проданы, а вагонов нет. В итоге люди стали возвращать путевки.

Когда эту информацию подхватили местные и федеральные средства массовой информации, Татьяне Муромцевой позвонили представители «РЖД», дали всю информацию по билетам, решили проблему с туроператорами, выделив им нужные вагоны.

В очередной раз резюмируем: трудно представить, как бы существовал этот «туроператор», если бы не имел возможность посредничать в организации железнодорожной перевозки. Никто не мешает «РЖД Тур» разрабатывать нормальный, а не для «витрины», ассортимент собственных туров по России и за рубеж, рекламировать их и продавать, добросовестно конкурируя с другими участниками рынка. Но ведь для этого реально работать надо.

 

Ирина Тюрина, RATA-news