Travelport с 25 октября

Авиакомпании проголосовали за мораторий. ТКП включила пульты наказанным агентствам

Вчера во второй половине дня агентствам по продаже авиабилетов вернули право работы в системах бронирования ТКП, которого они были лишены из-за вступления в систему взаиморасчетов IATA – BSP. Такое решение принял Наблюдательный совет авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) во время заседания, прошедшего в московской гостинице «Аэростар».

Камнем преткновения во взаимоотношениях агентств, аккредитованных Транспортной клиринговой палатой, и НСАВ стал пункт 2.18 «Положения об аккредитации агентств по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП». Он гласит: «Аккредитованные в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте агентства и их пункты продажи не имеют права осуществлять продажу перевозок на бланках перевозочных документов других нейтральных систем взаиморасчетов». Контроль за деятельностью продавцов авиабилетов осуществляет ТКП как исполнительный орган управления в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ). Следуя пункту 2.18, ТКП отключает пульты аккредитованных агентств, вступающих в систему взаиморасчетов BSP, предлагая им в качестве выхода из положения под каждую систему создать отдельную фирму. И не просто юридическое лицо, а полноценный офис со своим руководством и штатом сотрудников.

О том, что сделать выбор между СВВТ и BSP продавцам невозможно, мы писали уже не раз: СВВТ – это, в основном, российские авиакомпании, BSP - иностранные. Как выразился на вчерашнем заседании сам председатель Наблюдательного совета и президент ТКП Сергей Ильичев, «режем агентов по живому». Максимально просто проблему продавцов изложил, обращаясь к перевозчикам, генеральный директор компании «Авиа Центр» Сергей Богачев: «Один клиент хочет в Сургут, другой – в Нью-Йорк. Скажите, что нам делать, если билет в Нью-Йорк можно продать только на бланке BSP?».

В середине февраля ситуация обострилась: о своем вступлении в систему BSP объявил «Аэрофлот». Согласно правилам IATA, перевозчик должен изъять у всех продавцов именные бланки билетов. Таким образом, все агенты «Аэрофлота» будут обязаны выписывать билеты на бланках BSP, то есть также перейти на эту системувзаиморасчетов. И – потерять системы бронирования ТКП. Но одно дело – лишить аккредитации несколько агентов, пусть даже крупных. И совсем другое – несколько сотен агентов и субагентов «Аэрофлота», подавляющее большинство которых работают с ТКП.

В любом случае разрешить агентам ТКП использовать две системы нейтральных бланков может только НСАВ, куда входят 26 авиакомпаний и 26 продавцов авиабилетов. Обычно Комитет перевозчиков и Комитет агентств, входящие в НСАВ, свои заседания проводят отдельно. Вчера в «Аэростаре» они собрались все вместе. Кворум был безусловный: явились представители 23 авиакомпаний, а агентства обеспечили 100-процентную явку. На заседание были также приглашены президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько и коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров.

Глава НСАВ напомнил собравшимся, что в течение последних 7-8 лет Наблюдательный совет неоднократно предпринимал попытки наладить контакт сIATAв части совместной работы по продаже авиационной перевозки. «Мы направляли письма и в Минтранс, и в Росавиацию, и вIATA, предлагали организовать единую систему взаиморасчетов на российском рынке. Мы были согласны изменить положение о Наблюдательном совете, чтобы его возглавлял не президент ТКП, а руководитель Росавиации. ПредложилиIATAи Минтрансу обеспечить стабильную работу банковской системы, в том числе, чтобы банк, участвующий в системе взаиморасчетов, был государственным. Наши предложения могли бы снять многие проблемы во взаимоотношениях СВВТ иBSPи обеспечить стабильную работу агентов. Но руководители отрасли приняли другое решение, допустив на российский рынок вторую систему взаиморасчетов». По признанию Сергея Ильичева, закрывая агентствам продажи, НСАВ «одним щелчком» отнимает у них 30-40% бизнеса. «Такая ситуация не может оставаться без внимания Наблюдательного совета, общественных организаций, которые присылают нам письма».

Дискуссию открыл коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров. Он призвал членов НСАВ отменить злополучный пункт 2.18: «Это ограничение уже сыграло свою роль – рынок консолидировался. Но появилась другая система взаиморасчетов, которая уверенно шагает по миру, и не может такого быть, чтобы она не была протестирована в России. Своими спорами мы загоняем бизнес в тупик, заставляем агентства делиться надвое и нести колоссальные дополнительные расходы, провоцируем раздел рынка. Надо пойти на компромисс и снять это ограничение». По мнению г-на Сидорова, BSP не отрицает СВВТ, а дополняет ее.

Эту точку зрения поддержал президент РСТ Сергей Шпилько: «Почему у перевозчиков есть выбор, в какой системе работать, а у агентств нет? Вы представляете себе, если бы каждой авиакомпании предложили открыть еще одну авиакомпанию, чтобы работать в другой системе взаиморасчетов? Разве агентства не ваши партнеры, с которыми вы вместе зарабатываете деньги? Заставить сейчас агентов потратить немалые средства, открыть реальный второй офис – это перебор. Через несколько лет это все станет неактуальным, потому что, так или иначе, агентства будут работать во всех системах взаиморасчетов, и вы сами снимете ограничения, потому что такое решение подскажет время».

В дискуссии перевозчиков большинство заняли позицию обиженных и неосведомленных. Тон дальнейшим выступлениям задал представитель авиакомпании «Самара» Андрей Егоров: «Нас должно оскорблять, что IATA, приходя в Россию, не предложила российским авиакомпаниям своих услуг, не презентовала условий работы с BSP. Хотите – присоединяйтесь, не хотите – не надо. При этом IATA получает готовую сеть агентств, которую мы создавали годами». Многие говорили о том, что не понимают преимуществ системы BSP, не видели нормативных документов, не знают, на что опираться, принимая решение, и предлагали создать рабочую группу, чтобы глубже проработать вопрос. Правда, тут же выяснилось – агентства подсказали, что, например, компания «ЮтЭйр» (ее представитель возглавляет Комитет перевозчиков НСАВ) давно вошла в систему BSP Германии и благополучно с ней работает. Дальше оказалось, что некоторые члены НСАВ вообще не знают, кто и когда разрешил IATA внедрять BSP в России – не видели документа. После перерыва в заседании документ за подписью главы Росавиации перевозчикам предъявили, благо офис «Аэрофлота» рядом.

Но главной темой дискуссии, конечно, была конкуренция. «Если «Люфтганза» сейчас с трудом продает свою перевозку в России, то с развитием BSP сможет делать это лучше, чем «Аэрофлот», - сказал Андрей Егоров. «Выбирая между рейсом в Дубай «Уральских авиалиний» и авиакомпании Emirates, вы продадите Emirates, потому что вам это выгоднее», - высказала агентствам свою точку зрения представитель «Уральских авиалиний» Наталья Баева. Но были и компромиссные мнения. Кто-то назвал агентства «кровеносной системой» продажи авиабилетов. «Работать или не работать с BSP – выбор остается за авиакомпаниями. Но в любом случае процесс внедрения этих нейтральных бланков мы не остановим, потому что есть перевозчики, которым они необходимы, - считает представитель «Оренбургских авиалиний» Татьяна Конина. - Если нас устраивает система ТКП и мы планируем продолжать с ней работу, то нам, по большому счету, все равно, будет присутствовать на рынке BSP или нет. Но агентствам это совсем не безразлично, а они - наши партнеры в бизнесе. Допустим, мы не отменяем пункт 2.18. ТКП вынуждена отключать пульты агентов, вступающих в BSP. Это выгодно кому? Нам как авиакомпании не выгодно, мы теряем крупную сеть, сужаем географию продаж. Может быть, это выгодно ТКП? Тоже нет, упадет объем продаж. Поэтому давайте рассматривать проблему с точки зрения бизнеса. Мы не хотим потерять агента, потому что он будет ограничен в продажах, в том числе и рейсов нашей авиакомпании». В пользу BSP выступили представители «Трансаэро», ГТК «Россия, «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд», «Дальавиа».

После двухчасовой дискуссии на голосование было вынесено три вопроса. Первый: отменить пункт 2.18 «Положения об аккредитации агентств…». Второй: создать из представителей Комитета перевозчиков НСАВ рабочую группу для детального изучения вопроса внедрения BSP и необходимости отмены пункта 2.18, а до принятия решения объявить мораторий на действие этого пункта. Третий: не отменять пункт 2.18.

Напомним, что Комитет агентств НСАВ обеспечил 100-процентную явку своих членов. И если бы они голосовали, то наверняка подавляющее большинство - за первый вопрос. Но Сергей Ильичев в самом начале заседания предупредил, что голосовать будет только Комитет перевозчиков. Мотивация вызывает вопросы, но тем не менее: именно Комитет перевозчиков в свое время проголосовал за введение пункта 2.18, следовательно, только он может его отменить. Или не отменить.

Голосование было открытым. За первый вариант подняли карточки 8 человек. За второй – 15. За третий – один, предложивший этот вариант представитель авиакомпании «Полет» Николай Криворучко.

Мораторий будет действовать до следующего заседания Комитета перевозчиков – если, конечно, на нем будет принято какое-либо окончательно решение. Срок заседания не назначен, предположительно – через 2-3 месяца. Сергей Ильичев объявил, что мораторий касается не только тех агентств, который сейчас вступят в BSP, но и тех, кто уже работает с этой системой и их пульты бронирования ТКП отключены. «Сегодня же всем отключенным агентствам будет возвращена возможность работать в системе бронирования ТКП», - сказал он.

Факт включения пультов вчера вечером RATA-news подтвердил один из «отключенных» - генеральный директор компании «Аэроклуб» Денис Матюхин. «Это, конечно, временное облегчение, но не решение проблемы, - сказал он. – Мы в любом случае не сможем сделать выбор в пользу какой-либо одной системы, ведь с 1 июня международную перевозку можно будет продавать только на бланках BSP. Открытие другой компании - это потеря бренда. Я вижу только одно решение - отмена пункта 2.18». (Ирина Тюрина, RATA-news)