Круизы по рекам россияне все чаще покупают в последний момент
Трагедия с теплоходом «Булгария», произошедшая прошлым летом, не могла не отразиться на общей репутации речного внутреннего туризма. По данным игроков рынка, текущие продажи на круизы летней навигации 2012 года упали на 10-15% по сравнению с 2011 годом. И все же большинство опрошенных туроператоров перспективы предстоящего сезона оценивают вполне позитивно.
Основной приметой сезона-2012 можно было бы назвать отсутствие глубины продаж. Генеральный директор поволжской компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев так охарактеризовал нынешние условия реализации круизного продукта: «когда корабль уже в порту». То есть туристы покупают тур буквально за несколько дней до старта круиза. Это отмечают и региональные, и столичные операторы.
Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров рассказал, что ранние продажи стартовали хорошо, однако основной спрос в этом году переместился с февраля-марта на конец апреля. «Сейчас мы нагоняем этот разрыв. В мае загрузка судов, ушедших по маршрутам, составила 90-95%», – отметил г-н Сахаров.
Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова также сообщила, что с начала навигации все теплоходы ушли полностью загруженными. Однако она уточнила, что длительные круизы раскупаются лучше коротких. Такие продажи делаются, главным образом, благодаря постоянным клиентам. Меняющиеся запросы потребителей заставляют туроператоров продумывать новые маршруты. «Например, хорошо сработали наши новые предложения – оригинальное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург с заходом не только на традиционные Кижи и Валаам, но и в шхеры Сортавалы. Есть спрос и на круизы по Поволжью», – подчеркнула г-жа Гончарова.
В компании «Водоход», по словам директора по внутреннему туризму Андрея Смолина, заполняемость майских рейсов оказалась ниже среднестатистической. Особенно это было заметно в Москве. В регионах ситуация более обнадеживающая, уже есть проданные туры на июль-август.
По мнению Дмитрия Воропаева, негативное влияние на спрос оказывает не только память о «Булгарии», но и бесконечные проверки судов разными контролирующими органами. При этом собеседники RATA-news затруднились оценить, все ли игроки остались на рынке и все ли корабли вышли на маршруты, поскольку навигация только началась и ревизия речного флота еще продолжается.
«Клиент однозначно стал более разборчивым и подозрительным», – считает Александр Сахаров. Теперь, по его словам, турист обращается к проверенным компаниям, посмотрев предварительно отзывы, требует показать все разрешительные документы, а также смотрит на состояние теплохода.
Светлане Гончаровой ближе позиция, что спрос постепенно смещается в сторону более комфортабельных четырехпалубных кораблей: «Основной аргумент при выборе круиза – качество транспортного средства. А теперь тем более наибольший процент продаж приходится на модернизированные теплоходы».
Стоит отметить, что прошлогоднее кораблекрушение на Волге сказалось и на выборе круизов по России иностранцами. По словам Андрея Смолина, число зарубежных покупателей круизов сократилось примерно на 15%. Однако, как считает эксперт, на негативный уровень информационного шума вокруг «Булгарии» наложилась и общая нестабильная ситуация в Европе, связанная с греческими долгами.
Нина Егоршева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»