Пегас с 18 октября

Райко Ружичка: «Даже при небольшом турпотоке Россия считается стратегическим рынком для Хорватии»

28 июня возобновились регулярные авиарейсы из Москвы в курортные регионы Хорватии. Директор Национального офиса по туризму Райко Ружичка рассказал RATA-news, какие прогнозы страна строит по поводу турпотока из России и как будет продвигать свой турпродукт.

- Как турбизнес Хорватии переживал пандемию и какое настроение сейчас?

- Хорватия очень зависима от туризма, поэтому бизнес, безусловно, испытал большой шок. Тем не менее, страна достаточно оперативно отреагировала на происходящие события – мы быстро закрылись и быстро открылись. Туристический рынок возобновил работу в конце мая прошлого года, нормально отработали лето, насколько это было возможно с учетом обстоятельств. Турпоток восстановился на уровне 55-60% от показателей 2019 года, и это помогло турбизнесу пережить сложный период.

Осенью, когда всех накрыла вторая волна пандемии, конечно, помогало и государство. Сейчас Хорватия начинает открываться в полной мере. С 10 июня доступны регулярные рейсы из Москвы. Мы ждали это лето, оно пришло, и для турбизнеса результаты пока очень хорошие. На прошлых выходных в Хорватию приехало более 300 тысяч туристов. Изо дня в день цифры все лучше и лучше.

- Насколько я понимаю, россияне посещали Хорватию и до возобновления прямых рейсов.

- Конечно. Хорватия открылась для российского рынка фактически с 1 апреля. Мы сразу начали принимать туристов, привитых «Спутником V». Те, кто не был вакцинирован, могли приехать с ПЦР-тестом. С этого же момента начали выдавать туристические визы. Россияне находили способы добраться до нас – были грузопассажирские рейсы до Загреба, кто-то летел через Белград, кто-то через Стамбул.

В этот период доля россиян в общем турпотоке была такой же, как и всегда. Дело в том, что российский рынок у нас пока не в топе по количеству туристов. Например, в 2019 году в Хорватию прибыло около 19 млн гостей, из них русских было около 160 тысяч, это всего 1,1-1,5% . Большая часть туристов приезжает к нам на машинах, поэтому наши ключевые рынки – это Германия, Польша, Чехия, Словения, Австрия, то есть соседние страны. Если же оценивать позицию россиян среди тех рынков, откуда к нам прилетают на самолетах, то процент здесь будет очень велик, Россия здесь входит в топ-3. Поэтому мы, безусловно, рассматриваем вашу страну как стратегический рынок.

- Какие у вас прогнозы по турпотоку на сезон в связи с запуском прямых рейсов?

- Надеюсь, полетная программа будет и дальше расширяться. Если обстановка не изменится к худшему до июля и августа, мы рассчитываем на турпоток в 60% от уровня 2019 года.

- Изменились ли из-за пандемии форматы отдыха?

- Все больше туристов подыскивает себе либо апартаменты, либо отдельные дома или мини-виллы, а таких объектов у нас очень много, и они получили в пандемию новый толчок к развитию. Если раньше нам ставили в минус преобладание такой базы размещения, то теперь она стала плюсом. В стране много комфортных маленьких домиков на берегу моря, где у гостей вообще не будет соседей. Появляется все больше глэмпингов, которые тоже пользуются спросом. Популярно размещение в виллах, построенных не у самого побережья, а в отдалении. Каждый из таких объектов предоставляет свой трансфер и имеет бассейны. Есть спрос на чартеры кораблей и лодок. Это преимущество, поскольку люди хотят отдыхать, но на расстоянии от других туристов. Конечно, у нас есть гости, которые традиционно выбирают гостиницы у моря, но количество тех, кто предпочитает новые форматы, растет постоянно.

- Есть ли какие-то регионы, которые стали больше интересовать туристов?

- В континентальной части Хорватии сейчас развивается и инфраструктура, и предложение для туристов, которым интересен не только пляжный отдых. Плюс здесь и температура ниже, чем на побережье. В горах летом до 22 градусов, а на пляжах до 30. Туристов завораживают красоты природного парка Лонско Поле и горы Мославина, озера и реки.

В Хорватии также можно найти много курортов с термальными источниками прямо рядом с Загребом. Гостей можно отправить в лечебные центры Крапинские топлице, Вараждинские топлице, Терме Св. Мартин на Муре, Тухельские топлице, Стубичке Топлице, Топуско топлице, Даруварские топлице.

На востоке Хорватии популярностью пользуется Горски-Котор. В Славонии национальные парки, потрясающая природа, очень вкусная еда, вино и душевный прием. Мне кажется, сейчас самое время попробовать такой вид отдыха. Причем все эти регионы подходят как для групп, так и для индивидуальных туристов. Здесь есть агротуристические комплексы с потрясающими номерами.

- Отмечается ли рост цен на размещение в этом году?

- В северной части Адриатики цены, возможно, будут на пару процентов выше. Но в центральной и южной частях роста цен вообще не отмечают. Если в 2019 году спрос позволил объектам размещения поднять цены, то сейчас такое вряд ли можно представить.

- Сейчас российский турист, кажется, готов ехать на любой заграничный курорт. Может, и продвигать Хорватию нет смысла?

- Конечно, мы чувствуем большой интерес к стране, мои коллеги в посольстве Хорватии вам это подтвердят. Да, нам пока не хватает чартерных рейсов и больших самолетов. Мы, безусловно, будем проводить кампанию по продвижению, но ее цель не только в том, чтобы предложить отдых как можно большему числу россиян, но и в том, чтобы рассказать российской туриндустрии, насколько Хорватия безопасна, что мы делаем, чтобы пандемия была под контролем, сколько у нас вакцинированных и т.д. Нам важно, чтобы туристы чувствовали себя здесь спокойно.

Как ни крути, 75-80% хорватского турпотока – это море и пляж, летний отдых на Адриатике. Поэтому наша рекламная кампания будет базироваться на информации про летний отдых с разбивкой даже не по городам, а по регионам – исторические города, Далмация, Южная Далмация, острова, яхтенные чартеры как направление. Бюджет у нас небольшой, что объяснимо в эти сложные времена. Многие мероприятия будут проходить онлайн.

- Вы сказали о важности позиционирования Хорватии с точки зрения безопасности. Какие ограничения сейчас действую для туристов?

- Для туриста нет никакого дискомфорта. Если человек привит «Спутником V», то ему достаточно загрузить эти данные на российский портал госуслуг и распечатать сертификат на английском языке. Хочу отметить, что нагрузка на визовые центры очень высока, поэтому нужно заранее подавать документы, если вы получаете ее впервые. Но можно ехать с шенгенской визой, а также с болгарской, кипрской и румынской.

- Какова сейчас глубина бронирования туров? И как долго российские туристы готовы отдыхать на курортах Хорватии?

- Есть те, кто покупает last minute, но есть брони на июль и август. В среднем глубина продаж две-четыре недели. Если в среднем турист приезжает к нам на 4-6 дней, то россиянин берет тур на 10 дней, иногда бывает и месяц, и даже все лето. И это еще одна причина, почему Россия является для нас стратегическим рынком.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news