Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Светлана Гончарова: «Активные продажи речных круизов россиянам не перекрыли потерь от отсутствия иностранных туристов»

«Московское речное пароходство» (МРП) стало членом РСТ, приняв эстафету от «Мостурфлота», который прошел реорганизацию в форме присоединения к этой головной компании. RATA-news попросила директора по развитию МРП Светлану Гончарову объяснить, изменится ли что-то для партнеров и клиентов после этой процедуры.


- Светлана, «Мостурфлот» – один из самых известных брендов на рынке речных круизов. Сохранится ли он после реорганизации?

- «Мостурфлот» всегда входил в группу компаний «Московское речное пароходство». И сейчас, после перерегистрации, правообладателем этого бренда и торговых знаков, под которыми мы работали 25 лет, стало публичное акционерное общество «Московское речное пароходство». Пассажиры будут видеть на наших теплоходах оба бренда – и «Мостурфлот», и «Московское речное пароходство». Нашим сайтом останется mostourflot.ru. Как была наша компания владельцем того флота, которым мы оперируем, так и остается. Процедура реорганизации в форме присоединения произошла с переходом всех прав и обязанностей присоединенного юрлица, в том числе прав и обязанностей туроператора. Для клиентов, агентств, круизного рынка в целом ничего не меняется.

И, конечно, мы остаемся членами Российского союза туриндустрии, с которым сотрудничаем много лет и очень ценим работу объединения. Я вхожу в рабочую группу РСТ по круизам.

Кстати, «Московское речное пароходство» – старейшая компания, она была создана 165 лет назад, в 1857 году, и ни на один год не прекращала свою деятельность. Сегодня это крупный оператор на рынке речных круизов.


- Многие ваши коллеги отмечают, что спрос на речные путешествия в этом году заметно вырос, в том числе благодаря программе кэшбэка. Какова ситуация в вашей компании?

- Кэшбэк действительно увеличил продажи, хотя сразу после завершения этой акции был некоторый спад. Но начало летнего сезона, а также почти полное отсутствие выездного туризма, помогло увеличению продаж на всех внутренних направлениях, в том числе и круизов. Рост спроса на нашем рынке мы оцениваем примерно в 25%.

Но у речных круизов есть своя специфика. Начиная с первого пандемийного года, мы лишились въездного туризма, а на него приходилась значительная доля наших продаж. Только в нашей компании 70% единиц флота работало с иностранными туристами. Есть компании, где эти показатели составляли 100%. И, как результат, не вышедшие в навигацию теплоходы, отстаиваются в затонах уже не первый год. У кого-то это 20% флота, у кого-то все 100%. Это ощутимая потеря, которая до сих пор не компенсирована. Операторы начинают перестраиваться, но понятно, что быстро это сделать сложно.


- Почему операторы речных круизов так зависят от иностранных рынков? Ведь спрос на этот продукт и в России существовал всегда.

- Российским компаниям было выгодно работать с иностранцами, так как это большая глубина продаж и контрактная система. То есть подписываются договора с зарубежными компаниями и продаются блоки мест нередко на всю навигацию. Это дает гарантию загрузки теплохода. И спрос был высокий, ехала вся Европа, Америка, Латинская Америка, Австралия, Япония, Юго-Восточной Азия. Особенно популярны речные круизы по России были в Германии, Франции, Испании.

Внутренний же спрос вполне удовлетворялся тем количеством флота, которое работало для отечественных туристов. Но потенциал был велик всегда. У круизных компаний не хватало возможностей для массированной рекламы, отсюда неведение многих наших сограждан об этом удивительном отдыхе или мифы о дороговизне, об отсутствии сервиса и о том, что все теплоходы старые. В этом мы проигрывали отдыху на море, хорошо раскрученному да еще и почти с гарантией хорошей погоды. Как показывали опросы жителей Москвы, где находятся два речных вокзала, в том числе очень крупный Северный, многие москвичи понятия не имели, что из столицы можно отправиться путешествовать в короткие круизы на выходные или длительные до Казани, Астрахани, Санкт-Петербурга. И это одна из проблем на внутреннем круизном рынке – отсутствие информации.


При этом возвратность туристов на круизном рынке – одна из самых высоких. Люди, которые отдохнули в речном путешествии, как правило, возвращаются к нам. Некоторые ежегодно, некоторые отдыхают с нами по несколько раз за навигацию.

Хотелось бы развеять и миф о дороговизне: цены начинаются от 3,7 тысяч рублей с человека в день, куда входит и трехразовое питание, и экскурсии во всех городах по маршруту, и развлекательная программа на борту теплохода. Если сравнить с подмосковным домом отдыха, цена у нас ниже плюс там еще и не будет путешествия и такого экскурсионного пакета. При этом можно на теплоходе взять только завтрак, не заказывать экскурсии, наслаждаться только видами и прогулками на стоянках, тогда это будет еще дешевле.

Еще один миф – что теплоходы старые. Корабли перестраиваются, реконструируются, модернизируются. Новых строится пока не так много, но «Московское речное пароходство» в 2012 году построило на верфи братьев Нобелей новый теплоход «Александр Грин», который отвечает всем современным требованиям комфорта, сервиса, дизайна. «Княжна Виктория», «Россия» – люксовые теплоходы, прошли глобальную реновацию, они на 70% новые, практически отели 4-5*. Большие каюты, индивидуальные балконы, лифты, соединяющими все палубы, хороший сервис, высокая кухня. Только этот отель еще и движется в природной среде.

Раньше у нас не было возможности поставить теплоходы класса люкс на внутренний рынок, в основном они работали с иностранными туристами. Сейчас мы продаем круизы на трех люксовых теплоходах, и они пользуются очень хорошим спросом.


- Какие маршруты выбирают российские туристы, отличаются ли они от тех, что нравились иностранцам?

- Иностранцам мы предлагали путешествие из Москвы до Петербурга и обратно с заходом в Углич, Ярославль, Горицы, Мандроги, Кижи. Расписание для всех теплоходов было одинаковое – стоянка в Москве 2-3 дня с насыщенной экскурсионной программой, 7 дней в круизе, потом стоянка в Санкт-Петербурге 2-3 дня и тоже со множеством экскурсий.

Для российских туристов мы строим программу по-другому. Круизы очень разнообразные, у нас более 100 маршрутов. Продолжительность – от трех дней до Углича, Твери или Константинова, когда в пятницу теплоход уходит и в воскресенье возвращается. И дальше невероятное разнообразие: можно пойти на 4 дня по Волге, на 5-6-7 дней по городам Золотого кольца – с заходами в Углич, Кострому Ярославль Плес. Можно дойти до Казани, Перми, Уфы – это уже 17 дней полный круг с возвращением в Москву. Можно дойти до Астрахани либо до Ростова-на-Дону, это 20 и 22 дня соответственно. Либо взять только часть любого круизного маршрута и вернуться обратно самолетом или поездом, регулируя время путешествия и расходы на него.

Понятно, что на российском рынке мы ставим наиболее востребованные направления. Но лидерство – все равно у маршрута Москва – Петербург, в том числе потому, что это и возможность побывать в Карелии, посетить Кижи, Валаам. Ну и сам Петербург, москвичи любят бывать в этом городе. Раньше на это направление приходилось более половины наших продаж, сейчас около 35%.

Для иностранцев мы предлагали зеркальные круизы из Москвы в Петербург и в обратном направлении с повторяющимися стоянками, так как группы были разные. Россияне могут купить полный 14-дневный круиз по маршруту Москва – Петербург – Москва и города на всем маршруте не повторятся. Например, из Москвы до Петербурга даем полностью Ладожское озеро – Валаам, Коневец, Сортавалу, Ладожские шхеры.


А из Петербурга в Москву – Онежское озеро: Петрозаводск, Кижи, западное побережье, где показываем гору Андома, геологический срез, который насчитывает более 500 млн лет. В этом году сделали стоянку в Повенце недалеко от города Медвежьегорск в Заонежье, это редкий вариант, очень интересный необычный город.

Еще одно направление, на которое растет спрос – Татарстан. Это и Казань, которая стала невероятно красивой, новые причалы на острове Свияжск и у древнего Болгарского городища. Сейчас это великолепный музей под открытым небом. Круизы в Казань занимают около 25% в наших продажах.

Популярен недельный отдых на Волге с заходом в города Золотого кольца – из Москвы с возвращением в Москву, при этом города на обоих направлениях посещаются разные.

- Ваши коллеги говорят о притоке новых клиентов, которые раньше не ездили в круизы.

- Новые туристы к нам приходят ежегодно и в основном по рекомендациям знакомых, друзей. Но в этом году таких действительно много, и мы отмечаем омоложение нашего потребителя. Если раньше круизы покупали в основном люди старше 55 лет, то сейчас пополам – примерно от 35 до 55 и после 55.

- Как изменились цены на круизы в этом году? Какие варианты стоимости наиболее востребованы в вашем ассортименте?

- Цены остались на уровне прошлого года. Различаются они в зависимости от категории теплохода и кают. Средняя цена в лоукост-сегменте составляет около 6 тыс. рублей в день на человека за полный пакет с трехразовым питанием, экскурсиями и развлекательной программой. На теплоходах премиум-класса в среднем стоимость составляет 8,5 тыс. рублей на человека. В люксовом сегменте – 12,5 тыс. рублей в день на человека.

Что касается востребованности кают, на разных круизах по-разному. Люксы уходят очень быстро, потому что их мало. Глубина продаж выше у более продолжительных и праздничных круизов. Естественно, выше спрос на круизы в разгар сезона – июль, август. Уже сейчас есть маршруты, где свободных мест не осталось. Но, в то же время, еще есть что продавать во всех сегментах, в том числе на осень. В июле, как обычно, начнем продажи на следующий год.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news