Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Виктор Данн: «Туризм в России переживает настоящую революцию»

Новосибирский туроператор «Олимпия-Райзен-Сибирь», несмотря на сложности работы в пандемию, сумел сохранить не только выездное направление, но и департамент по приему иностранцев. Владелец одной из старейших на туристическом рынке компании Виктор Данн рассказал RATA-news, как и какими усилиями это удалось сделать и каковы перспективы у внутреннего туризма.


– Ваша компания всегда была известна как туроператор по выездному туризму на немассовых направлениях и приему в Сибири. Как пандемия изменила вашу работу?

– Мы всегда были многопрофильной компанией. Это обстоятельство позволило нам выжить и во время более ранних кризисов, и в пандемию. Правда, такого, как в 2020 году, прежде не было, и надо сказать спасибо государству за поддержку турбизнеса, которая позволила нам сохранить компанию и сотрудников. Мы достаточно быстро восстановили обороты, поменяв некоторые направления развития. Долгов перед туристами у нас нет. В свое время мы были ведущим туроператором по приему иностранцев в Сибири, но он сейчас прекратился даже в Москве и Санкт-Петербурге, что уж говорить о регионах. Но департамент инкаминга удалось сохранить. Пока, по понятным причинам, есть только единичные заказы. Мы работали не только с Европой и знаем, какой настрой сейчас у наших партнеров за рубежом, но стараемся сохранить отношения. Китайским турпотоком мы почти не занимались и, видимо, не будем, даже если он восстановится – из-за его бесконтрольности со стороны государства. Направления нашей деятельности сохранены в рамках существующих возможностей: оживает выездной туризм – Турция, Египет, ОАЭ и другие направления. Xотя предложение, конечно, весьма ограничено, а цены высоки. Активизировалась работа компании прежде всего на рынке внутреннего туризма, в корпоративном обслуживании предприятий, событийном туризме, детском групповом, эко- и этнотуризме.

Если раньше Сибирь не очень интересовала крупных туроператоров, то сейчас они активно идут в регионы. Вы с ними партнеры или конкуренты?

– Скорее партнеры, что гораздо выгоднее, интереснее и перспективнее. В этой работе у каждого есть своя роль. В свое время мы участвовали в чартерных программах, брали блоки мест. Когда федеральные туроператоры начали активнее работать на всей территории России, стало ясно, что нет никакого смысла да и возможности конкурировать. Поднять чартер в регион и из региона сейчас под силу только крупным компаниям. В то же время существует много нишевого продукта внутри- и межрегионального, и нам нравится этим заниматься. Поле деятельности бескрайнее, тем более что у нас есть свой транспорт. Парк включает 19 автобусов, мы его полностью сохранили. Более того, у нас в Новосибирске даже есть хостел «Евразия». Вообще мы сейчас активно продвигаем Новосибирск в районах области и в соседних регионах.

Как в целом теперь выглядит ваш продукт для внутреннего рынка?

– В экскурсионном сегменте сегодня существует тренд на эко- и этнотуризм. Мы разработали серию увлекательных однодневных программ и открыли офис в Маслянинском районе Новосибирской области. Район считается одним из самых живописных в регионе, такая маленькая сибирская Швейцария. Наши программы включают сплавы, походы и даже туры «за золотом». Дело в том, что Маслянинский район – единственный в России, где добывают золото наивысшей пробы. Мы предлагаем эксклюзивный тур на это месторождение. Пока проект пилотный, но мне кажется, что за ним большое будущее. К нам уже приезжают группы, в том числе детские.

Детский туризм – одно из важных направлений нашей деятельности, доля туров с кэшбэком выросла на более чем 60%. Приняли в Сибири уже довольно много групп по программе «Больше, чем путешествие». Сотрудничаем с санаториями, и не только местными. Начали продвигать медицинский туризм в Новосибирске, где есть очень известные клиники. К нам приезжают лечиться даже москвичи, которые могут оценить соотношение цена-качества.

Сейчас занимаемся большим тематическим проектом «Сибирь авиационная». В Новосибирске и Иркутске производят уникальные самолеты. О достижениях в области самолетостроения необходимо рассказывать. Мы хотим сформировать у молодежи патриотическое отношение к нашему производству, нашим специалистам, профессии, так почему мы все это скрываем, боимся пускать людей? Мои переговоры с руководителем аэропорта «Толмачево» на эту тему прошли очень позитивно. Думаю, что и с другими объектами показа тоже договоримся.

Какие направления отдыха в России сейчас наиболее востребованы?

– Для себя отмечаю, что туризм начал развиваться даже на тех территориях, которые этим раньше не занимались. Взрывными направлениями стали Казань, Калининград, Кавказ. В Сибири огромной популярностью пользуется Тюмень, Алтай, Кузбасс, Бурятия, Хакасия. Появились чартерные программы, прямые рейсы. Много туристов на Кузбассе, и люди едут не только потому, что там горнолыжка, но и потому, что там существует инфраструктура для круглогодичного отдыха – отели, рестораны, маршруты. В общем, запад поехал на восток, а восток – на запад.

А что представляет собой событийный туризм в Новосибирской области?

– В этом году на День России огромное количество людей посетило военно-исторический фестиваль реконструкторов «Сибирский огонь», где мы выступали в качестве туроператора.

В воскресенье 31 июля состоится авиационный фестиваль «Будем жить!» в поддержку вооруженных сил России, он пройдет на аэродроме «Мочище». При организации парковки для гостей мероприятия запланировали флешмоб: машины красного, синего и белого цвета выстроим в виде огромного российского флага, хотим задействовать порядка 1500 автомобилей.

В честь столетия Чуйского тракта планируем создать национальный турмаршрут при участии Новосибирской области, Алтайского края, Республики Алтай и ассоциации «Сибирское соглашение». Кооперация региональных властей с бизнесом позволяет не только создавать уникальные продукты, но и продвигать их. Новосибирск в данном случае выступает отправной точкой, ведь все дороги ведут не только в Рим, но и в Новосибирск!

Новосибирская область известна еще и своим рукотворным Обским морем. Есть у вас связанные с ним программы?

– В настоящее время действует совместный проект с речным пароходством, который предусматривает, что одна группа идет на теплоходе по Оби, проходя через шлюзы реки Обского водохранилища, а другая в это время совершает автобусную экскурсию по Академгородку, затем они меняются. Это такая программа, где есть и водная, и наземная части. Вообще Новосибирск интересен тем, что вокруг Обского моря можно организовать круглогодичный отдых, дополнив инфраструктуру, построив санатории, гостиницы, базы отдыха, подогреваемые бассейны. Алтай всем известен своей Катунью и Чуйским трактом, Кузбасс себя очень хорошо продвинул, все теперь знают о Шерегеше. А мы в Новосибирской области могли бы представить бренд региона, обустроив нашу уникальную водную гладь, где можно не только купаться, но и проводить парусные регаты. Речные круизы также получили бы импульс для своего развития.

На ваш взгляд, достаточно ли сейчас внимания уделяется туризму? Удобно ли развивать его в России?

– У меня есть абсолютно четкое ощущение, что туризм сейчас переживает некий ренессанс. В силу того, что сначала мы закрывались от мира, а теперь мир закрылся от нас, сложилась ситуация дефицита предложения. Кроме того, власть изменила свое отношение к отрасли, и это дает возможность думать, что внутренний туризм будет жить. Главное, что туризм как инструмент привлечения инвестиций позволяет развивать не только известные нам направления, но и все территории России в целом. Произошла настоящая революция в отношении к туризму. Государство начинает понимать, что это отдельная отрасль экономики, а не какая-то «отдыхаловка». Нам нужна сейчас новая экономическая политика, поскольку запретительно-разрешительный подход государства мешает развитию страны. Ну и, конечно, многое зависит от кадров. Система подготовки специалистов в туризме все еще не отвечают современным требованиям, здесь важно практически ориентированное образование.

Стал ли отдых в России доступнее и комфортнее?

– К сожалению, нет. В нашей огромной стране без должного авиационного сообщения, особенно учитывая, что мы живем в Сибири, трудно говорить о доступности и комфорте. Цена авиабилетов и стоимость размещения на массовых направлениях заставляют задуматься. В последнее время активней используются железнодорожные и автобусные перевозки, но и здесь возникают проблемы. В случае с автобусами это качество дорог, большие расстояния, высокая цена транспортных средств и их обслуживания. Есть вопросы по комфортному размещению. Ограниченность предложения и отсутствие должной конкуренции привели к росту цен – они стали космическими.

Онлайн-продажи у вас в компании были давно, а как в целом изменился формат взаимодействия с туристами и контрагентами?

– Система автоматизации «САМО-тур» продолжает работать, компания активно инвестирует в этот инструмент. Сюда мы выкладываем как зарубежные, так и внутренние туры по России. Плюс к этому приобрели еще одну площадку, посредством которой развиваем экскурсионные направления и короткие программы. Совсем недавно мы получили субсидию на доработку этой системы онлайн-бронирования.

Какие каналы продвижения сейчас используете?

– У нас хороший сайт, где выложены программы. Рекламируемся в RATA-news, используем социальные сети, участвуем в мероприятиях, где можно заявить о себе. У нас есть программа лояльности, которая определяет внутренний кэшбэк для клиентов, таким образом привлекает амбассадоров нашей компании. Начали размещать рекламные ролики на радио. Непонятно, когда и как прямая реклама даст результат, но мы этот канал также используем – останавливаться нельзя.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news