Travelport с 25 октября

Куда можно вложить деньги в Рязанской области

Власти Рязанской области готовы к широкому сотрудничеству с инвесторами для создания полноценной туристской инфраструктуры. О том, что готово предложить правительство Рязанской области бизнесменам, председатель Комитета по культуре и туризму Елена Царева (фото) рассказала в интервью рязанскому еженедельнику «Деловая неделя».

– Как вы оцениваете уровень развития туристической отрасли региона?

– Пять лет назад была создана структура исполнительной власти – областное управление по туризму, которое возглавило работу по развитию отрасли. Был проведен мониторинг и выработана стратегия, в соответствии с которой сегодня наша основная задача – формирование современной туристической инфраструктуры. И, здесь, несомненно, потребуются серьезные вложения частных инвесторов. Отмечу, что в последние годы их интерес к туристической сфере заметно вырос. С каждым годом в область приезжает все больше туристов и экскурсантов, поэтому инвесторы начали вкладывать средства и в строительство малых гостиниц на территории региона, и в серьезные большие отели. В частности, в конце года откроется конгресс-отель «Форум» 4* на 220 мест. Это большой прорыв, потому что говорить о развитии делового туризма без средств размещения высокого уровня, конечно, не приходится.

Отмечу, что на территории области сегодня реализуется 15 инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд. рублей. Кроме «Форума», это «Пик-отель» на 80 мест, открытие которого планируется также в конце года. Строится гостиничный комплекс «Рио» на 120 мест, ведется реконструкция четырехзвёздочной гостиницы «Ловеч», к которой будет пристроен 17-этажный корпус. На стадии проектирования – 19-этажный отель «Палаццо» на 360 мест, гостиниц в Касимове, Шацке, Спасске и других населенных пунктах области.

– Основные инвестиции, вероятно, из Москвы?

– Ничего подобного, на 80% – это рязанские инвестиции.

Инвесторы поняли: туристическая отрасль перспективна. Инвестиции окупаются не очень быстро, но стабильно. И если ранее предприниматели начинали строить отели интуитивно – подсмотрели идею за рубежом и решили самостоятельно воплотить ее, не вникая в особенности туристического спроса, то сейчас подход изменился. Было очень важно убедить инвесторов сотрудничать с профессионалами в туристическом бизнесе. Только таким образом можно построить объект, который получит «звёзды», установленные в российском классификаторе, и работать по современным европейским стандартам.

– Сейчас на территории Рязани строится довольно много отелей различного уровня. Как вы думаете, будет ли спрос на них?

– Сегодня главным конкурентным преимуществом является использование современных технологий и сервисных стандартов, а не количество мест. Можно построить гостиницу с большим номерным фондом, которая будет плохо загружаться из-за отсутствия связей с туроператорами, обеспечивающими загрузку по цикличным маршрутам: «Золотое кольцо», «Южные рубежи», «Большой Чайный путь» и т.д. Со стороны инвестора необходимо четкое понимание формата будущего объекта туристической инфраструктуры и позиционирование на определенный сегмент рынка. Именно от этого зависит его успех или неуспех.

– Что вы можете посоветовать потенциальным инвесторам сегодня? Куда направить вложения?

– Что касается Рязани, то если уже начатые проекты будут успешно реализованы, для областного центра этого вполне достаточно. Возводятся довольно разноплановые объекты: конгресс-отель рассчитан на деловой туризм, будущий отель «Палаццо» позиционируется как муниципальный и туристический, «Рио» – как мощный развлекательный комплекс. В общем, у каждой гостиницы будет свое лицо, так что они закроют все основные сегменты туристического рынка. А вот в Рязанской области и сегодня существует большая потребность в средствах размещения. Например, до сих пор не хватает семейных баз отдыха. Но тут главное – найти свою «изюминку», которая привлечет туристов. Может быть, это будет русское подворье, татарская деревня... Посетители смогут окунуться в непривычную интересную атмосферу, поучаствовать во всевозможных анимационных программах, в мастер-классах и т.п. Также есть еще одно интересное направление, которое может заинтересовать потенциальных инвесторов. В Рязанской области много объектов историко-культурного наследия: сохранилось много бывших дворянских усадеб. Если их воссоздать в первоначальном виде, чтобы они могли работать как парк-отели, это привлечет туристов. Можно рассматривать такой способ совместной работы как государственно-частное партнерство, и мы готовы активно работать с инвесторами в этом направлении.

– Вы довольны темпами развития внутреннего туризма региона?

– Среди 100 турагентств и туроператоров Рязанской области основная масса работает в сегменте выездного туризма. Отмечу, что уровень профессионализма наших специалистов нисколько не уступает москвичам, а в каких-то случаях рязанские турагенты более ответственны, внимательны по отношению к клиентам. Внутренним туризмом занимаются 8 туроператоров, в прошлом году их было пять. Динамика роста в этой сфере намного выше - до кризиса внутренний рынок в среднем ежегодно «прирастал» на 20-25%, а выездной – лишь на 5-7%.

Комитет по культуре и туризму активно стимулирует интерес рязанских туроператоров к развитию въездного туризма. Совсем недавно мы завершили большой ознакомительный тур по Кадомскому и Касимовскому районам, в ходе которого представили этнографические и анимационные программы. Профессионалы туристического рынка посмотрели реконструкцию Котелинской свадьбы, новый интересный формат анимационной программы в селе Кочемирово Кадомского района «Русская изба», много других компактных и совершенно разноплановых маршрутов в Касимовском районе. Это своеобразный строительный материал для формирования собственных туров. Наши туроператоры оценили инициативу Комитета и собираются в следующем сезоне использовать все возможности представленных программ.

– Знают ли об этих маршрутах жители области?

– Думаю, подавляющее большинство не знает. Например, далеко не всем известно, что в Касимове работает совершенно фантастический музей самоваров. На мой взгляд, он гораздо интереснее, чем тульский музей, и по количеству экспонатов, и по прекрасной экскурсионной программе. Так что сейчас наша задача – повысить информированность жителей Рязанской области. Сейчас ведется работа по изданию аудиогида для автотуристов по региону. Мы хотим, чтобы каждый заинтересованный человек мог приобрести диск, где подробно описаны все маршруты по области, есть полезные телефоны и адреса.

– Какова самая острая проблема туристического бизнеса?

– Самое главное для успешного развития туристической отрасли – это политическая и экономическая стабильность. Любые проблемы в экономике и политике в том или ином регионе очень больно отражаются на туризме. Хочется, чтобы все было стабильно, спокойно, и тогда турбизнес будет развиваться динамично, ровно и последовательно. Конечно, пока нам не хватает инфраструктуры, мало объектов, работающих по европейским стандартам, не хватает и управленческих кадров. Мы стараемся ликвидировать кадровый дефицит. Сегодня в Рязани пять вузов, а также три средних специальных учебных заведения ведут подготовку менеджеров среднего звена в сфере туризма.

– В начале нашего интервью вы упомянули о государственно-частном сотрудничестве. В нашей области эта схема уже работает?

– Это один из главных механизмов развития туристической отрасли. Первый объект, который будет создаваться по такой схеме, это строительство въездной зоны в музей-заповедник С.А. Есенина. Начало реализации этого проекта стало возможным благодаря поддержке губернатора Рязанской области Олега Ковалева, который считает вопросы развития отрасли приоритетными.

– Интерес со стороны потенциальных инвесторов уже есть?

– Безусловно, хотя мы пока не рекламировали проект. Уже создана схема функционального зонирования территории, следующий этап – разработка архитектурной концепции инфраструктуры и далее – рабочее проектирование. Уже на стадии готовности архитектурной концепции будем привлекать инвесторов. Это первый опыт взаимодействия бизнеса и власти. Область берет на себя определённые затраты, решает вопрос по инженерным коммуникациям, что очень важно для инвесторов. Мы даем землю, которая в Константинове очень дорогая, делаем все необходимые подключения к инженерным коммуникациям, а инвесторы, в свою очередь, должны создать современный туристический комплекс, работающий по европейским стандартам сервиса.