Пегас с 18 октября

Только творческие усилия делают туристическое направление привлекательным

Туризм невозможен без отелей, транспорта, сервиса. Но только творческие усилия людей делают то или иное туристическое направление успешным и привлекательным, уверены специалисты. При этом традиционная реклама на традиционных носителях работает все меньше – эмоции и впечатления самой активной части путешественников давно перекочевали в интернет, социальные сети. Выход – в активной интеграции IT-технологий в туриндустрию. Этому и был посвящен III международный форум «Ориентиры будущего», который прошел 22-23 октября в Казани. В качестве партнера был приглашен Давосский коммуникационный форум, который считается глобальной площадкой для поиска эффективных решений в сфере коммуникаций.

Форум «Ориентиры будущего» проходит в Казани раз в два года. На этот он собрал более 800 участников из 15 регионов страны. Главная тема форума имеет к столице Татарстана самое прямое отношение. Это один из немногих городов России, совершивших настоящий рывок в развитии туристической инфраструктуры, что сразу же сказалось на росте въездного потока. В прошлом году Татарстан принял 2,5 млн. туристов.

Как сказал председатель Государственного комитета по туризму Татарстана Сергей Иванов, итоги 2015 года еще предстоит подвести, однако, судя по предварительным оценкам музеев и достопримечательностей, можно говорить о росте турпотока на 30-35%. Это происходит благодаря большим спортивным мероприятиям, проходившим в Казани. За время проведения чемпионата мира по водным видам спорта и турнира «Мастерс» город принял более 120 тыс. человек. Впереди еще – Кубок конфедераций в 2017 году, чемпионат мира по футболу в 2018, чемпионат мира Worldskills в 2019. Однако растет и непосредственно туристический, экскурсионный поток.

По словам Сергея Иванова, очень важно управлять имиджем территории, ведь эффект от негативного восприятия во много раз больше, чем от позитивного. В республике реализуются программы по повышению лояльности населения к туристам. Одновременно комитет ведет постоянный мониторинг отзывов посетителей, старается четко и публично реагировать на замечания. Разработан в республике и механизм обратной связи путешественников с теми объектами показа и местами, которые они посещают. Однако это традиционные формы управления репутацией, а на нынешнем форуме, как заметил Сергей Иванов, эксперты рассказывают о таких вещах, которыми еще не все умеют пользоваться. Но знать их необходимо: учитывая большие планы, Казани и в целом Татарстану чрезвычайно важно сейчас освоить новые коммуникационные площадки для своего продвижения.

 

 

Геобрендинг правит миром

Туризм – такая же глобальная индустрия, как многие другие отрасли экономики. С одной стороны, это усложняет новичкам выход на высококонкурентный рынок, с другой – открывает им невиданные возможности, потому что туризм и туристы постоянно нуждаются в новых впечатлениях. Россия готова предложить их с лихвой.

В рамках первого дня форума прошел круглый стол «Особенности продвижения российского турпродукта за рубежом», организованный Федеральным агентством по туризму в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». По словам заместителя руководителя Ростуризма Сергея Корнеева, сейчас усилия ведомства направлены на продвижение российского турпродукта на мировом и внутреннем рынках. Запланирована серия пресс-туров по 22 регионам России. Иностранные коллеги уже ознакомились с Краснодарским краем, Крымом и Севастополем, другими регионами. До конца года должны состояться поездки в Тамбовскую, Тульскую и Рязанскую области, Якутию, Забайкальский и Красноярский края, Бурятию Хакасию, Иркутскую, Томскую и Новосибирскую области, а также в Сибирь и на Дальний Восток. В нескольких странах открыты национальные туристические офисы России. Планируется открытие пилотного туристско-информационного центра в Сочи. Впервые пройдет кобрендинговая межрегиональная рекламно-информационная кампания в 12 регионах РФ под слоганом «Время отдыхать в России».

Опыт агентства PowerBrand и его директора Владимира Черепанова, основателя проекта I am Siberian («Я*Сибиряк»), показывает, что геобрендинг по силам не только государству, но и частной компании. Сибирь воспринимается иностранными туристами как край вечной зимы, холода, где по улицам бродят медведи, а люди не вылезают из шуб и валенок. «Мы сопротивлялись, но в какой-то момент поняли, что бороться с этим стереотипом просто бессмысленно – лучше его принять, полюбить и обыграть», – пояснил он.

Агентство решило доказать, что зимний отдых ярче и веселее летнего. Придумали события, на которые стали приглашать своих друзей – тех, кто любит мороз и готов весело провести время. Идею проекта «Я*Сибиряк» уже осуществили в четырех городах – Железногорске, Кемерове, Новокузнецке, Омске. В жизнерадостных роликах представлены главные достоинства Сибири-легенды – белоснежные в буквальном смысле пляжи, девушки в купальниках, валенках и ушанках, которые танцуют вместе с медведями. Затем компания начала выпускать различные сувениры, в том числе футболки с надписью «Я*Сибиряк», причем, перед надеванием их рекомендуется заморозить в холодильнике. Сейчас у компании магазины в 40 странах. «Мы не можем похвастаться огромными оборотами, но у нас и нет пока такой цели. За все время продано примерно 100 тыс. сувениров. Важно, что мы нащупали алгоритм, поняли, что не надо бояться уникальности, ее надо культивировать», – пояснил Александр Черепанов.

Директор британской компании Instid Наташа Гранд считает, что Татарстану для успешного продвижения необходимо искать такие же уникальные особенности. Этот исследовательский центр и со штаб-квартирой в Лондоне с 2009 года специализируется на работе с брендами территорий. В частности, они разрабатывали туристический бренд Минска. «Чтобы туристы ехали к вам не только ради спортивных мероприятий, надо ярче представлять особый уклад жизни, традиции, еду Татарстана. Чем больше аутентичности в регионе, тем больше туристов туда готово приехать. Современным путешественникам интересны не столько достопримечательности, сколько то, как живут другие люди. Люди едут на людей», – уверена г-жа Гранд.

 

Светлана Ставцева, RATA-news