Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Туристам быстрее и выгоднее воспользоваться финансовой гарантией туроператора, а не страховкой на случай банкротства

08:02, 29 ноября 2010

Генеральный директор «Капитал тур» Инна Бельтюкова обещала объявить о решении банков-кредиторов турагентствам - 29 ноября, а разным средствам массовой информации – 30 ноября и «в начале декабря». Оттягивая момент объявления банкротства – или возобновления деятельности? – туроператор держит в подвешенном состоянии своих многочисленных партнеров и туристов. Директор компании «Ирма-Аудит», специалист Института антикризисного управления Мария Булатова (фото) рассказывает, как могут развиваться события вокруг «Капитал тура» независимо оттого, будет объявлено решение в указанные сроки или нет.

- Мария, очередной срок «оглашения приговора» тоже может оказаться промежуточным? Ведь, например, рассмотрение иска БРТ к «Капиталу» назначено на 17 декабря.

- К сожалению, на рынке сейчас больше слухов и домыслов, чем фактов. Ни мы с вами, ни турагенты с туристами не знают точно, что же происходит. Но по поводу вероятности очередной отсрочки решения высказать свои соображения могу. В соответствии со статьей 9 закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подать заявление о своем банкротстве в Арбитражный суд – не только право, но, в ряде случаев, и прямая обязанность должника. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то, в соответствии с законом о банкротстве, они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. То есть если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.

По закону такое заявление должно быть подано в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В прессе сообщалось, что «Капитал тур» должен был вернуть 45 миллионов рублей Московскому кредитному банку до ноябрьских праздников, то есть не позднее 3 ноября. Значит, эта дата – точка отсчета периода, в который туроператор не смог рассчитаться с банком по обязательствам, срок исполнения которых наступил. И если в течение месяца проблема не будет как-то урегулирована - реструктуризация задолженности, мировое соглашение и т.п., то пятница 3 декабря – крайний срок, когда заявление о банкротстве может быть подано должником без наступления субсидиарной ответственности для его руководства и учредителей.

 - А кто-то еще, помимо владельцев и руководителей компании, может подать такое заявление в Арбитражный суд?

- Помимо самого должника правом подачи заявления обладают так называемые конкурсные кредиторы - граждане и организации, имеющие к должнику права требования по денежным обязательствам, а также уполномоченные органы - по денежным обязательствам и обязательным платежам. Уполномоченный орган – это Федеральная налоговая служба. Кредиторы тоже могут объединить свои требования и подать общее заявление.

Подача заявления о банкротстве возможна, если величина требований превышает 100 тыс. рублей без пени и штрафов, а соответствующие обязательства не исполнены в течение трех месяцев. К заявлению кредитора также должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику.

- Что происходит после подачи заявления?

- Арбитражный суд не позднее чем за 5 дней должен вынести определение о принятии заявления и не позднее 30 дней после этого должно состояться заседание Арбитражного суда, которое рассмотрит заявление. По итогам заседания суд выносит определение о введении в отношении должника процедуры наблюдения и о назначении временного управляющего. При этом руководство компании не отстраняется, но на его полномочия накладываются ограничения.

Хочу подчеркнуть, что процедура наблюдения – это еще не банкротство. Ее главная цель – составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов. На собрании именно кредиторы решают, признать ли должника банкротом и вводить ли по отношению к нему процедуры конкурсного производства. А для принятия обоснованного решения временный управляющий, назначенный Арбитражным судом, должен провести финансовый анализ деятельности должника не менее чем за последние 2 года и представить результаты собранию кредиторов и в Арбитражный суд.

По результатам анализа делается вывод о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника. Наблюдение длится до 6 месяцев. И по его окончании должно состояться заседание Арбитражного суда, которое, на основании ходатайства первого собрания кредиторов, вводит в отношении должника следующую процедуру в деле о банкротстве. Если восстановление платежеспособности должника признано невозможным, то Арбитражный суд принимает решение о признании его банкротом и о введении в отношении него процедуры конкурсного производства. Эта процедура также длится 6 месяцев, ее цель - максимально полное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника. Если конкурсной массы (денег и имущества) не хватает, то удовлетворение требований кредиторов производится пропорционально величине этих требований.

- Получается, что туристы получат свои деньги не раньше, чем через 13 месяцев, да и то, скорее всего, только частично?

- По индивидуальной страховке от невыезда с учетом риска банкротства - да. Но в туризме существует страхование ответственности туроператора, значит, клиенты «Капитала», в отношении которых страховой случай наступил, имеют право сразу обратиться в страховую компанию и должны получить возмещение не позднее 30 дней после подачи необходимого комплекта документов. Если у страховой компании не хватит средств на всех пострадавших, то те, кому денег не хватило, также могут предъявить свои требования к туроператору и должны быть включены в реестр требований кредиторов.

Что касается полиса на случай банкротства туроператора, то требования к страховой компании могут быть предъявлены только после того, как будет удовлетворены требования кредиторов в соответствии с реестром требований, и только в сумме, не погашенной за счет средств должника. Например, если туроператор должен был туристу 100 тысяч рублей, а по реестру ему «досталось» 10 тысяч, но оставшиеся 90 тысяч рублей можно будет предъявить страховой компании. Поэтому туристу гораздо быстрее и выгоднее воспользоваться финансовой гарантией туроператора, а не страховкой на случай банкротства.

 - Какова очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве?

- В соответствии со статьей 134 закона о банкротстве вне очереди производятся выплаты по текущим платежам, требования по которым возникли после даты введения наблюдения. По реестровым требованиям в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

То есть требования туристов, турагентств, банков, страховщиков, арендодателей, налоговых органов и прочих кредиторов попадают в третью очередь. Но если требования банков были обеспечены залогом имущества, то они будут удовлетворяться за счет стоимости предмета залога в преимущественном порядке по сравнению с остальными кредиторами третьей очереди. На практике это может означать, что, учитывая величину задолженности перед банками, на остальных кредиторов третьей очереди денег может вообще не хватить.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно