Пегас с 18 октября

На рынке туристических перевозок России началась демонополизация

Так считает директор по маркетингу московского аэропорта «Домодедово» Владимир Камынин (фото). Факты и цифры, которые он привел на ежегодном Туристическом форуме в Москве, традиционно собирающем ведущих выездных туроператоров и авиакомпании, подтверждают этот вывод.

По словам г-на Камынина, процесс демонополизации затронет, прежде всего, такие популярные направления, как Франция, Италия и Чехия. Так, сейчас в Париж, помимо «Аэрофлота» и Air France, летают «Трансаэро» и Aigle Azur. Правда, первые две по-прежнему серьезно доминируют – если у «Аэрофлота» и Air France по 34 рейса в неделю, то у новичков – всего по 7. Тем не менее, усиление конкуренции положительно влияет на цены, что в итоге стимулирует рост рынка в целом и дает новые возможности туроператорам.

В Милан, помимо «Аэрофлота» и Alitalia (по 14 рейсов в неделю), сейчас летают «Трансаэро» и Meridiana Fly. «Трансаэро» потеснила обоих национальных перевозчиков и на римском маршруте. В Прагу с 2013 года также будут летать дополнительно по второму перевозчику от России и Чехии.

Кроме того, в 2013 году в Москве ожидают новых перевозчиков – итальянские Air Dolomiti, Air One и Neos Air, которые планируют летать в Пизу, Верону и Римини, а также британскую easyJete, заявившую маршруты в Лондон и Манчестер. Однако все это – бюджетные авиакомпании и пока трудно сказать, как сложатся у них отношения с туроператорами. Если вообще сложатся, ведь такие перевозчики обычно неохотно идут на сотрудничество с турбизнесом.

Одновременно теряет монопольную позицию московский авиационный узел (МАУ). По словам Владимира Камынина, Москва сейчас уступает регионам в перераспределении потоков по самым массовым направлениям. Туристы хотят вылетать на отдых из ближайших к их дому аэропортов, и эта тенденция продолжится в будущем году.

В «Домодедово» считают, что все это – признаки стабилизации рынка туристических перевозок. Общий рост турпотока через МАУ за 9 месяцев 2012 года составил 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за весь 2012 ожидается на уровне 13%, прогноз на 2013 год – не выше 9,7%. «Эти темпы роста вполне укладываются в логику развития рынка. Посткризисный 2009 год показал резкое падение (-5,6%), 2010 год – восстановление (+23,9%), два последних года были в целом спокойными, мы увидели развитие и новых бизнес-моделей, и сети маршрутов, и рост флота авиакомпаний», – пояснил Владимир Камынин. Новые бизнес-модели – это объединения туроператор+авиакомпания («Пегас Туристик» – Nord Wind, TUI – «Когалымавиа») давно привычные на западном рынке и постепенно утверждающиеся у нас.

В тройку лидеров по объему пассажиропотока в московских аэропортах за 9 месяцев 2012 года вошли Анталия (2 млн. человек), Египет (1,4 млн.) и Барселона (600 тыс.). Понятно, что с революциями в арабском мире и фактической потерей египетского рынка произошло перераспределение потока. То, что от этого выиграла ближайшая к нам безвизовая Турция, также понятно. А вот предположить рост объемов по визовой Барселоне более чем на 30% авиаэксперты не могли. По словам г-на Камынина, это направление смогло максимально использовать изменение рыночной ситуации и получить даже больше туристов, чем можно было от него ожидать.

В самом «Домодедово» тройка туристических направлений-лидеров выглядит иначе: Анталия (более 800 тыс.), Барселона ((380 тыс.) и Тель-Авив (300 тыс.). Египет опустился ниже пятой позиции. По словам Владимира Камынина, египетский рынок так и не смог в 2012 году восстановиться после резкого спада 2011 года. Тогда поток из России в эту страну составил 2,1 млн. россиян, на 1 млн. меньше, чем годом ранее. 2012 год превысит показатели в 2 млн., но до прежних объемов далеко, полагает эксперт. Среди факторов риска 2013 года в «Домодедово» называют вероятность военных конфликтов в этом регионе. Страховкой от подобных рисков можно считать открытие новых маршрутов, развитие существующей сети. Еще одного «врага» аэропорта и турбизнеса г-н Камынин видит в сезонности перевозок. «Рост в феврале 2012 года в нашем аэропорту составил 25,5%, а в августе – всего 7%. Нам, конечно, не нужны такие резкие перепады. В 2013 году мы будем сознательно разграничивать потоки и слоты так, что избегать максимальной нагрузки, когда аэропорт вынужден работать на пределе», – заметил он.

Операторы согласны с выводами «Домодедово». «Действительно перевозка из регионов сейчас в приоритете у многих операторов. Мы в 2012 году летали из 21 города страны, в следующем планируем открыть прямые рейсы в Грецию уже из 31 города», – сказал RATA-news генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди. Генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур» Татьяна Ванд согласна, что развитие перевозки из регионов – хороший тренд. «Прямые вылеты из регионов дешевле, соответственно они привлекают новых туристов, развивают рынок. Но и желающих лететь через Москву по-прежнему достаточно. Здесь больший выбор авиакомпаний, направлений, выше качество обслуживания», – пояснила она. Собеседница также считает, что доля Египта в общем объеме туристических перевозок продолжит снижаться. «Начавшиеся в этой стране новые волнения обязательно отразятся на спросе, так что Новый год под большим вопросом. Мы сейчас не работаем с этой страной. Поэтому наш рейтинг популярности возглавляют Китай и Вьетнам», – пояснила Татьяна Ванд.

Выход на рынок новых перевозчиков способствует демонополизации рынка, но одновременно создает дополнительные емкости, которые, в свою очередь, могут стать проблемой для туроператорам. Параллельно растет флот российских авиакомпаний. По данным «Домодедово», общий парк «Аэрофлота», «Когалымавиа», «Руслайна», Nord Wind и Emirates вырастет в концу 2013 года на 13%. Это еще более усилит конкуренцию на рынке. В пик сезона даже такого количества может быть недостаточно, зато в низкий сезон самолеты точно будут точно простаивать. Операторы уверены, что им наверняка «аукнутся» издержки такого роста авиакомпаний.

 

Светлана Ставцева, RATA-news