Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Алексан Мкртчян: «Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»

02:45, 29 декабря 2015

Сеть турагентств «Розовый слон» – крупнейшая на юге России, объединяет около 90 офисов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Ее директор Алексан Мкртчян рассуждает о том, как сегодня в регионах выживает отрасль, на что рассчитывать агентствам и как строить планы, когда из игры выбыли два ключевых зарубежных направления.

 

- Как сильно упали продажи в вашей сети?

- Спрос начал падать в декабре прошлого года, когда курс доллара резко превысил 65 рублей, а евро – 75. В декабре 2014 и январе 2015 продажи шли очень слабо, туроператоры вынужденно сокращали свои программы: «Пак Групп» и «Данко» сняли Италию из Ростова, «Анекс», «Корал» и «Пегас» – Таиланд. В общем, зима прошла безрадостно. С конца марта начались продажи летних туров, люди потихоньку привыкали к новому курсу, казалось, что ситуация выправится. По сравнению с весной 2014 года продажи упали процентов на 25%, но, тем не менее, они были. Позже, когда к маю доллар снизился до 50 рублей, активность даже выросла.

В середине августа спрос вновь упал из-за резкого скачка валют. Операторы, тем не менее, заявили довольно большие объемы на зиму и опять были вынуждены их корректировать. Но все было более-менее ровно, пока в Египте не разбился самолет. После этой трагедии продажи упали на 30-35%. Потом на границе Сирии и Турции был сбит российский военный самолет, прекращены чартерные полеты в Турцию и спрос на зарубежный отдых обвалился еще на 25-30%. В итоге сегодня мы имеем падение продаж примерно на 70% по сравнению с благополучными месяцами конца прошлого года. То есть турбизнес оказался в крайне сложной ситуации.

 

- Какие сегменты просели больше всего?

- В первую очередь, конечно, пострадали европейские направления, особенно там, где не популярна система «все включено». Это Италия, Франция, в какой-то степени Испания. Летом продажи упали на 40-45% по сравнению с прошлым годом.

 

- Сокращение прямых программ влияет на поведение туристов? Многим ли вашим клиентам важно, из какого аэропорта выезжать?

- Для многих это принципиальный момент. Никто не хочет вылетать из Москвы, потому что города юга России – Ростов-на-Дону, Кавминводы, Краснодар, Ставрополь и другие – удалены от столицы более чем на тысячу километров. Поэтому мы всегда поддерживаем операторов, которые ставят прямые рейсы из регионов. Кризис, к сожалению, эти возможности заметно сократил. Уходят операторы, отменяются целые программы. Например, в Ростове-на-Дону и Краснодаре в последние годы всегда были всесезонные программы в Италию, а сейчас их нет. К счастью, пока держится круглогодичная Прага, но видно, что дается это непросто. Всесезонная Греция осталась только в Ростове, как и зимняя прямая Индия. Очевидно, что у операторов проблемы с реализацией прямых программ в Юго-Восточную Азию. Например, изначально были поставлены цепочки в Гоа из Краснодара, Кавминвод, но в итоге их сняли, потому что рейсы заполнялись плохо. Волгоград вообще остался без зарубежных программ, а это, на минуточку, огромная область, где проживают более 2,5 миллионов человек! Изначально там были заявлены программы, в том числе в Египет, но по разным причинам их сняли. Представляете, в какой неудобной ситуации оказались туристы из этого региона и, конечно же, турагентства, в том числе и наши офисы.

 

- Обсуждая сокращение объемов перевозок, ассортимента прямых программ, некоторые региональные специалисты говорят об «оздоровлении» рынка: операторы соотносят планы с реальным спросом, демпинг уходит в прошлое вместе со скидочными войнами агентов. Вы согласны с такой оценкой?

- Не уверен, что происходящее можно считать оздоровлением. Количество агентств на рынке сократилось. Не сомневаюсь, что к концу февраля – началу марта на юге России их станет еще процентов на 20 меньше. Можно считать этот процесс очисткой рынка, но не исключено, что это, напротив, ухудшение состояния «больного». Если число агентов сократится критично, то, в конечном счете, можно прийти к смерти отрасли – какое же это оздоровление?

Уход агентств с рынка – это, как минимум, сокращение налоговых поступлений в казну и ухудшение ситуации на рынке труда. Этой зимой по всей стране десятки тысяч людей, которые были заняты в туризме, останутся без работы. Агентства и операторы сокращают сотрудников, кто-то целыми офисами. Найти работу людям, которые имеют опыт работы в крайне специфической сфере, будет очень сложно.

 

- Вам удалось сохранить штат?

- Да, мы не собираемся сокращать персонал. Считаю, что самый ценный капитал, который у нас есть – это профессиональные кадры. Когда туристы приходят в офис турагентства, они меньше всего смотрят на мебель и на технику, их интересует, что за специалист перед ним.

Но агентствам сегодня все же чуть легче, чем операторам, они не платят за пустые кресла. Проще говоря, когда есть туристы, операторы зарабатывают, а когда нет – теряют. Турагенты в отсутствие клиентов хотя бы не несут убытков. В лучшей ситуации находятся те фирмы, которым не надо оплачивать аренду. Все наши офисы, например, в собственности. По моим оценкам, в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Пятигорске, Ставрополе только около 20% всех турагентств – собственники помещений. Остальные арендуют офисы. Также сейчас тяжело тем компаниям, у которых есть кредиты.

 

- Если вы не сокращали персонал, то какие антикризисные меры приняли?

- Мы в два раза сократили расходы на рекламу, притормозили расширение сети. Например, планировали открывать собственный офис в Пятигорске, но решили, что зимой делать это не стоит, отложили до весны.

 

- Сильно ли сократились заработки менеджеров в той части, которая зависит от объема продаж?

- В отличие от многих, в нашей системе оплаты труда нет процентов. Есть жесткий оклад и система премий. Понятно, что в сегодняшней ситуации люди не получили премии за ноябрь, видимо, не будет ее и в зимние месяцы.

 

- Может быть, сейчас, когда многие сокращают сотрудников, подходящее время, чтобы переманить сильных менеджеров?

- Хотелось бы ответить положительно, но я скажу – нет. В хорошие времена, безусловно, получить готового грамотного сотрудника – большая удача, потому что их никто не увольняет, а сами они уходят редко. Сейчас ситуация сложная, зима будет «голодной», набирать кадры как минимум до конца февраля точно не стоит. Роста продаж раньше конца зимы я не жду. Очень надеюсь, что в марте откроют Египет.

 

- Сейчас многие независимые агентства переходят на надомную работу либо объединяются друг с другом. Подходящее ли время, чтобы идти в сети?

- Независимым агентствам все сложнее. Небольшие фирмы уже потеряли в объемах продаж, а зимой потеряют еще больше. Туроператоры буду вынуждены снижать им комиссии. В последнее время по разным причинам участились случаи споров, в том числе судебных, с туристами и операторами. Нанимать юристов маленьким независимым агентствам тоже крайне сложно. Думаю, таким фирмам действительно выгодно сейчас вступать в сети. Но это должен быть вариант, где нет жестких требований, больших трат на имя, франшизный сбор, покупку определенной мебели и покраску стен в нужный цвет. Максимум, что нужно, это замена вывески. Мой совет турагентствам – вступать в сеть, подобную нашей, либо, если есть желание любой ценой оставаться независимым, работать по субагентскому договору через центр бронирования.

 

- Продажи туров по России у вас выросли?

- Внутренний туризм у нас в сети вырос примерно на 70-80%. Но нужно понимать, что для турагентств эта замена пока неполноценная, заработать на выездном туризме все равно можно больше. Давайте сравним: средний чек на человека, который едет за рубеж, у нас составляет около 800 долларов, средняя продолжительность поездки – 8,5 дней. Для поездок по России эти показатели на уровне 250 долларов и 5,5 дней. И российские средства размещения зачастую дают вознаграждение намного меньше, чем комиссия от продажи зарубежных туров. Комиссия гостиниц на курорте «Роза Хутор» на новогодние туры не превышает 6-7%. При бронировании зарубежных туров – до 13-14%, то есть в два раза выше.

Необходимо также учесть, что 90% поездок по России, которые совершают жители нашего региона – недальние, то есть это юг, отдых на побережье Черного моря или в Кавминводах. Да еще и едут туда чаще на своих автомобилях. Только 10% клиентов выбирают Петербург, Карелию, Байкал и другие направления с более ощутимой комиссией.

 

- Кстати, как вы оцениваете работу на внутреннем рынке тех операторов, которые прежде занимались только выездом?

- В этом аспекте сезон прошел крайне продуктивно. В том, что внутренний туризм рос небывалыми темпами, как раз заслуга компаний, которые привнесли в него свой зарубежный опыт. В итоге конкуренция подстегнула и старожилов направления: даже те компании, которые раньше работали под заказ, стали брать блоки в отелях Сочи, Анапы, Геленджика и т.д. Никогда такого не было, чтобы на этом рынке кто-то в январе выкупал места на август.

Это позитивная для рынка тенденция, которая означает, что в большинстве случаев туристические компании смогут предложить клиентам более интересные цены, чем те, которые доступны при бронировании напрямую. По этому поводу хотелось бы отдельно сказать всем агентам: говорите каждому клиенту, который придет к вам за любым заграничным туром, что в новом летнем сезоне цены в отелях на курортах России будут ниже, если бронировать у вас. Много лет туристов убеждали, что все наоборот. Поэтому, несмотря на то, что поток на наши курорты большой, турфирмы на этом не зарабатывали. Сейчас, благодаря усилиям и деньгам федеральных операторов, ситуация изменилась. Важно донести до потенциальных покупателей эту мысль. Пусть они сами проверят, сколько стоит тот или иной отель напрямую, и сколько – в турагентстве. Кроме того, объясняйте, что при покупке тура в агентстве турист защищен больше: у него на руках ваучеры, а в случае непредвиденных ситуаций о нем будет кому побеспокоиться, также на его стороне Роспотребнадзор и т.п.

 

- То есть, вы считаете, что сейчас подходящее время, чтобы вернуть в турагентства самостоятельных туристов?

- Совершенно верно. Даже на зарубежных направлениях, особенно в регионах, где регулярная перевозка не очень развита. Ведь многим таким путешественникам не приходило в голову, что они имели возможность покупать недорогие билеты, в том числе, благодаря конкуренции регулярных перевозчиков с чартерными. Сегодня, когда программы сокращают, исчезают возможности прямого вылета в некоторые страны либо уменьшается частота рейсов, цены растут. Бывшие самостоятельные туристы, не найдя подходящих по цене вариантов регулярного перелета, идут обратно – в турагентства, потому что там можно купить тур на чартере.

 

- Какие прогнозы на следующий год можно сделать уже сейчас?

- Выездной поток сокращается. Думаю, в 2016 году эта тенденция сохранится. Многих потенциальных клиентов отсечет курс валюты, который к лету, предполагаю, станет еще выше. Спрос на европейские направления упадет сильнее всего, потому что изменились правила получения шенгенских виз – ввели обязательную дактилоскопию. При этом сдать документы и пройти эту процедуру можно далеко не во всех городах. К примеру, в Ставрополе работает только визовый центр Италии. Жителям этого города, чтобы полететь, скажем, в Грецию, а ее в будущем сезоне я вижу главной альтернативой Турции, нужно отправиться за 350 км в Ростов. Понятно, что люди скорее будут выбирать что-то безвизовое.

Прежде мы никогда не были в ситуации, чтобы одновременно выпали два самых значимых для турбизнеса направления. Египет закрыли в самый пик сезона. Турция зимой мало кого интересует, но вот с начала марта обычно начинались массовые продажи майских праздников, а единичные были уже в январе-феврале. Откроют ли это направление в марте? Скорее всего, нет. И это крайне негативно скажется на рынке, потому что направление очень важно для россиян. Кроме того, закрытие Турции не поможем российским курортам. Чтобы они развивались, нужна конкуренция.

Внутренний рынок в 2016 году, думаю, продолжит рост. Но не нужно забывать, что Россия огромная, а побережье Черного моря – это всего лишь ее небольшой кусочек. У нас сейчас многие категории граждан невыездные, Турция и Египет под запретом. Уже сейчас понятно, что летом отели Сочи, Анапы, Крыма будут переполнены.

Есть еще одна опасная тенденция, которую можно предотвратить. Операторы стали снижать комиссию по некоторым своим предложениям до 5-7%. Это крайне негативно влияет на бизнес агентств. Не секрет, что мы стремимся продавать туры тех партнеров, которые дают более высокую комиссию. Если согласиться на пониженную, то впоследствии она может снизиться до 3-4%, потом – до 1-2%, а может быть и до нуля, как это произошло с билетами авиакомпаний. Не хотелось бы этого допустить.

Также меня удивляет позиция главы Ростуризма, который заявляет, что нужно поддерживать только внутренний и въездной туризм. Для внешних рынков – в связи со всеми событиями – наша страна сейчас не выглядит привлекательной. Въездной поток, думаю, будет сокращаться. Да, внутренний туризм развивать необходимо, но нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России.

 

- По-вашему, как агентствам нужно перестроить работу, чтобы выжить в сегодняшних непростых реалиях?

- Как я уже говорил – постараться сократить расходы, сохранить коллектив и выучить весь материал по российским курортам, особенно тем, которые рядом. Для кого-то это Карелия, Петербург, для других – Алтай, Байкал и т.д. Актуально для всех – Черноморское побережье.

Проблема современных менеджеров в том, что они вам лучше расскажут о Сейшелах и Мальдивах, чем о Геленджике. Просьба назвать пять лучших отелей Анапы многих введет в полный ступор. Но зарубежные направления, конечно, останутся. Альтернативой Турции станут Египет, Кипр, Греция, Болгария, их и так все хорошо знают.

Операторам хотелось бы пожелать выдержки. Им тоже сейчас стоит сократить расходы, вычленить приоритетные программы и ни в коем случае полномасштабно не уходить из регионов. Лучше сократить полетку, сплотиться, ставить совместные рейсы. Например, вряд ли кто-то один поднимет программу из Ростова-на-Дону в Черногорию, а пять-шесть игроков – уже смогут. То же самое с другими направлениями и городами вылета.

 

Беседовала Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно