Travelport с 18 января

«Домодедово» теряет в цене

Аэропорт «Домодедово» начинает терять крупнейших перевозчиков. Вслед за Lufthansa и Turkish Airlines в конце февраля о переводе ряда рейсов во «Внуково» готовится объявить «Трансаэро». Демарш авиакомпаний может снизить стоимость актива, выставленного на продажу. Но шансов на быстрое завершение сделки становится все меньше. Прием заявок от потенциальных покупателей продлен до 1 марта, и до сих пор никто из претендентов не согласился на названную индикативную цену – $5,5 млрд. Потолок обнародованных заявок находится на уровне $3,5 млрд.

Вторая в России авиакомпания – «Трансаэро», базирующаяся в аэропорту «Домодедово», весной может начать полеты из «Внуково», рассказали «Коммерсанту» источники на авиационном и нефтяном рынках. Как они утверждают, в конце февраля перевозчик должен объявить об открытии ряда новых рейсов и переводе части существующих во «Внуково». «Пока речь идет примерно о 20 рейсах в день – на Украину, в Израиль, на Дальний Восток и ряд других направлений», – уточнил один из них. Другой источник уверяет, что «Трансаэро» может полностью перейти во «Внуково» уже осенью. В самой компании от комментариев по переводу рейсов отказались. Источник «Коммерсанта», близкий к «Домодедово», подтвердил эту информацию, но заверил, что речь идет лишь о части рейсов.

Сейчас основную часть перевозок в московском авиационном узле «Трансаэро» выполняет из «Домодедово», некоторые рейсы – из «Шереметьево». Для «Домодедово» по итогам 2011 года «Трансаэро» является основным перевозчиком: на него приходится около 20-25% пассажиропотока аэропорта, который в 2011 году составил 25,7 млн. пассажиров (занимает первое место в стране). «Трансаэро» перевезла 8,4 млн. пассажиров.

На рынке считают, что причиной перехода могут стать более выгодные условия, которые «Внуково» предлагает перевозчикам для заполнения нового терминала (открылся летом 2010 года). В одной из авиакомпаний считают, что «Трансаэро» могла договориться о более выгодных ценах на топливо и заправку самолетов с «Роснефтью», которая в декабре решила купить 50% акций топливозаправочного комплекса во «Внуково» (в «Домодедово» «Трансаэро» работает с «Газпромнефтью»). «Вряд ли «Трансаэро» откажется от «Домодедово» полностью: во «Внуково» просто не поместится весь широкофюзеляжный флот авиакомпании, – считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Но некоторые регулярные рейсы вполне возможно перевести в другой аэропорт, поскольку «Трансаэро» не делает ставку на стыковки и смена базирования не ударит по ее бизнесу».

«Трансаэро» не единственная компания, которая решила перевести часть своих рейсов во «Внуково». В конце 2011 года немецкая Lufthansa (летает из «Домодедово») заявила об открытии из «Внуково» трех рейсов в неделю, а в начале января Turkish Airlines сообщила, что с 25 марта полностью переводит в аэропорт рейсы из «Шереметьево» и «Домодедово» (около 40 рейсов в неделю). Внятно причины перехода они не объясняли.

На авиарынке считают, что уход авиакомпаний из «Домодедово» может быть связан с продажей аэропорта и желанием покупателей, среди которых есть и совладельцы «Внуково», снизить цену актива. Сейчас Goldman Sachs продолжает вести работу с потенциальными инвесторами (летом 2011 года «Домодедово» предпринял неудачную попытку IPO в Лондоне). «На встречах в качестве индикативной оценки звучит $5,5 млрд. за 100% акций аэропорта», – сказал один из экспертов. «Инвестбанк» собирает заявки, в которых потенциальный покупатель может предложить свою цену и размер пакета, который он готов купить по этой цене.

«Основных претендентов два – это частные совладельцы «Внуково» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова», – утверждает собеседник «Коммерсанта», знакомый с ходом переговоров. Обе компании претендуют на контрольный пакет, «Сумма», по его словам, уже договорилась со Сбербанком о финансировании сделки. Но пока никто из покупателей не предложил за аэропорт более $3,5 млрд., подчеркивают источники газеты, и на прошлой неделе Goldman Sachs продлил изначальные сроки приема заявок примерно на месяц – до 1 марта. Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» оценивает «Домодедово» на уровне $4-4,5 млрд., то есть ближе к нижней границе ценового диапазона, установленного организаторами IPO аэропорта в прошлом году. Аналитик полагает, что уход авиакомпаний будет «очень сильным аргументом» для инвесторов в пользу снижения цены аэропорта.