Калуга

Эксперты рассказали, как коронавирус меняет туристический рынок и чем помочь туроператорам

Китайские турфирмы отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск и остановили реализацию турпродукта за границу до 7 февраля – в стране действует карантин. В России жесткие барьеры не установлены, хотя вопрос эвакуации из Китая отдыхающих и работающих там россиян обсуждается. Посольство России в Пекине ведет переговоры об организации выезда граждан РФ из провинции Хубэй, которая стала очагом заболевания.

На пресс-конференции 29 января эксперты профильных российских объединений исключили отмену нашей страной авиасообщения с Китаем, поскольку власти в целом относятся к ситуации довольно спокойно. Если запрет и будет, то по инициативе китайской стороны. Однако эпидемии происходят все чаще и охватывают все большее количество стран. Сейчас последствия, в том числе, и для туризма выходят далеко за пределы границ КНР. Нынешнюю ситуацию, по мнению экспертов, можно считать беспрецедентной с точки зрения тех мер, которые принимает китайское правительство.

Этот факт сам по себе насторожил общественность. «Такого не было во время эпидемии атипичной пневмонии в 2002 году, но стоит учитывать, что сейчас страна более открыта, и речь идёт о ее престиже. Имидж для Китая сейчас важнее, чем экономика», – рассуждает исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов.

Российский рынок беспокоит именно экономика. Въездной турпоток в Китай в масштабах мирового рынка составляет 4,5-5% (63 млн прибытий) и $40 млн в денежном выражении. Это не так много, но на туристов из Китая приходится 20% всех потребительских расходов ($277 млрд).

«Если эпидемия будет продолжаться, то рынок понесёт существенные потери. Китайцы высвободят значительную часть мирового турпродукта. Отели, музеи, магазины не досчитаются выручки. Турпоток из КНР таков, что его просто некем заменить, а это может обернуться перекрестным демпингом», – очертил масштаб проблемы президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

По его словам, влияние вируса на рынок будут определять три обстоятельства – география его распространения, продолжительность карантина и сезонность турпотоков. Ближайшие несколько недель определят развитие ситуации на несколько месяцев вперед. При этом карантин уже сказывается на ведущих рынках по приему китайских туристов – не считая Гонконга, это Таиланд, Япония, Вьетнам, Малайзия, Южная Корея, Франция, Италия, США. Во многих из них сейчас высокий сезон, обусловленный празднованием китайского Нового года. В Таиланде ущерб уже оценивается в $1,6 млрд.

В Европе и США влияние коронавируса пока слабо заметно, так как китайцы туда в это время едут неактивно. «Россия входит в тройку самых посещаемых китайцами европейских стран. Правда, у нас также низкий сезон. Если Китаю удастся справиться с эпидемией в течение февраля-марта, то наши туроператоры успеют отыграть потери. Если карантин затянется до апреля, последствия станут ощутимыми», – прогнозирует Сергей Шпилько.

В 2018 году в России на долю китайцев приходилось 6% всего потока из-за рубежа. Но если говорить о прибытиях из стран дальнего зарубежья, в структуре которых больше туристов и меньше трудовой миграции, то на Китай в 2018 году приходилось уже 18%, или 2 млн человек в год. Платежный баланс китайцев только за первый квартал прошлого года составил $262 млн.

По словам Александра Агамова, в России пока остаются группы китайских туристов. По данным на январь, в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается 17 тысяч гостей из Китая.

Президент РСТ предложил несколько тактических шагов, которые так или иначе предстоит сделать туроператорам. «После 2014 года нам пришлось начать работать с новыми рынками, включая китайский. А сейчас придётся оперативно, с колес, вести переговоры, привлекать американцев, европейцев и представителей Ближнего Востока», – пояснил г-н Шпилько. По его словам, туроператоров ждёт процесс перезаключения большого числа договоров, при этом придётся проявлять максимальную осторожность при формировании ценовой политики.

Туроператорам, которые работают на выезд, нужна поддержка государства. Стоит вернуться к обсуждению законодательной инициативы, которая утвердила бы финансовую ответственность перед туристами не только для туроператоров, но и для отелей, уверен Сергей Шпилько.

«Туроператор не может отвечать за все. Деньги заплачены перевозчикам и отелям. «Турпомощь» и РСТ просят правительство с пониманием отнестись к ситуации хотя бы в части штрафов для перевозчиков и туроператоров, – сказал он. – Надо также обратиться к отельерам и перевозчикам с просьбой о компенсации затрат по возврату средств туроператорам. Мы считаем необходимым предусмотреть субсидии на выездном направлении в случае подобных форс-мажорных обстоятельств».

Его поддержал директор «Турпомощи», вице-президент РСТ Александр Осауленко. «Порядка 70-80 туроператоров в России работают исключительно на китайский рынок. Судя по реакции китайских компаний, они не торопятся возвращать деньги, хотя глубина бронирования на направлении варьируется от двух недель до двух месяцев. Такая практика не редкость. Давайте вспомним Египет, где так и остались деньги наших туроператоров», – напомнил он.

Наталья Рудакова, RATA-news