Travelport с 25 октября

Никто не знает, как продвигать экологический туризм в России

В России растет спрос на экологический туризм, весьма популярный во всем мире вид отдыха, но на нашем рынке пока нет четкого понимания, как его продвигать. Туроператоры сталкиваются с трудностями, о которых шел разговор на круглом столе «Особенности формирования и продажи экологического продукта».

Генеральный директор московского «Центра экологических путешествий» Татьяна Калишевская рассказала, что проблемы возникают уже при работе с агентствами, желающими продавать экотуры. В качестве таковых, в основном, выступают туроператоры, готовые разнообразить ассортимент предложений. «Мы рады такому интересу, но сказать, что партнерство получается, пока не могу. Дело в том, что менеджеры этих компаний все знают об отелях, перевозке, трансфере, достопримечательностях, но ничего не могут ответить на вопросы о животных и птицах, особенностях флоры и фауны того или иного направления. В результате, после бесконечных уточнений у наших сотрудников, агентства понимают, что их трудозатраты на одного клиента больше, чем та прибыль, которую они могут получить с продажи, и просто передают этих туристов нам», – рассказывает Татьяна Калишевская. С ней соглашается менеджер компании «Дерсу Узала» Таисия Омешатова, подчеркивая, что операторы по экотурам организуют для своих агентов программы обучения и проводят тест-туры.

Описанная ситуация не удивляет пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину. «Экологические туры – не «штампованный», а потому не агентский продукт. Во всем мире их напрямую продают специализированные фирмы, активно рекламируясь через интернет», – сказала она. «Клиенты действительно находят нас, в первую очередь, в интернете или приходят по рекомендации: «сарафанное радио» – один из основных источников появления новых людей. Очень велик процент возвратных клиентов, люди обращаются снова, приводят друзей и знакомых», – подтверждает Татьяна Калишевская.

Тем не менее, информации об экологическом туризме явно недостаточно. «Если набрать в поисковике слово «экологические туры» появятся ссылки на сайты двух компаний, остальные же ведут на учебные рефераты по этой теме. Туристы находят нас, в основном, по ключевым словам, которые имеют отношение к географии и биологии, например, по названиям редких птиц или заповедников», – говорит г-жа Калишевская.

В прошлом году клиентами «Центра экологических путешествий» стали около 1000 туристов. В то же время, только по стандартным программам центр мог бы отправить порядка 27 тысяч человек в год. Попытки продавать туры через агентства вызваны, в первую очередь, стремлением к распространению информации об этом виде отдыха.

Интерес к продаже экологических программ чаще проявляют турфирмы, предлагающие активный отдых или индивидуальные туры. Но экологический и активный туризм – разные продукты, хоть и имеющие немало общего. Экологический туризм нередко становится частью активных программ, если они соответствуют принципу «не навреди» в отношении с природой. И «Центр экологических путешествий», и «Дерсу Узала» проповедуют экотуризм с помощью краткосрочных туров выходного дня в ближайшие от Москвы заповедники. Значительная часть их клиентов – школьные группы.

Что касается формирования продукта, то у компаний нет проблем с составлением интересных маршрутов, способных заинтересовать и иностранцев, и россиян. «Представьте себе, мало кто знает, что в дельте Волги находится самая большая в мире территория, где растет лотосом, – рассказывает Таисия Омешатова. – Некоторые, когда это слышат, поверить не могут, что мы говорим о России». «Россия – самая богатая с точки зрения экологического туризма страна. А русский Север – это вообще сокровищница для любителей природы», – соглашается генеральный директор клуба «Живая природа» Олег Продан.

Уникальна и отечественная система природных заказников и заповедников. Это отличная база для создания экологических туристических продуктов. Правда, мешает нескоординированность в действиях заинтересованных организаций, отсутствие законодательной базы. По словам заместителя директора по экологическому просвещению и рекреации национального парка «Валдайский» Милены Братухиной, заповедники готовы создавать собственные программы и предоставлять гидов, но им необходима помощь специалистов по туризму. Турфирмы нужны еще и потому, что в заповедниках хотят видеть подготовленных туристов, а не толпы просто любопытствующих.

Самые же большие сложности, как водится, начинаются тогда, когда кто-то пытается заниматься наиболее тяжелым в России делом – строить и создавать. Не будем здесь вдаваться в подробности перечисленных г-ном Проданом проблем, с которыми он столкнулся при строительстве экоотеля «Летняя Золотица» в лесах Онежского полуострова, недалеко от Соловецкого архипелага – мы уже рассказывали об этом. Не меньше трудностей испытывает клуб «Живая природа» при организации экологических программ в Арктике, включающих наблюдение за бельками. С желающими Олег Продан готов поделиться опытом лично. «Самое обидное, что все это, в том числе транспортная составляющая, приводят к увеличению стоимости тура», – отмечает он.

 

Екатерина Сирина, RATA-news