Пегас с 18 октября

Нужны ли туризму чартеры иностранных авиакомпаний внутри России

Правительство РФ продлило на неопределенный срок возможность выдачи разовых разрешений иностранным авиакомпаниям на чартерные перевозки внутри страны, если отечественные перевозчики не представляют альтернативных вариантов. Соответствующее постановление правительства принято 24 мая с.г. и вступило в силу 27 мая.

Сейчас иностранные перевозчики могут выполнять регулярные и чартерные полеты только из/в Россию, но не имеют возможности летать между городами страны. Исключение действует только для чартерных перевозок небольшими самолетами до 19 мест.

Новое постановление фактически продлевает действие аналогичного документа, принятого примерно в это же время год назад в преддверии чемпионата мира по футболу. Он разрешал зарубежным эксплуатантам чартеры в/по России на основании разовых разрешений Росавиации. Занимавший в то время пост главы Минтранса РФ Максим Соколов объяснял, что решение принято на случай «внезапных пиковых нагрузок» на российских перевозчиков во время чемпионата. В результате иностранцы (в основном небольшие малоизвестные авиакомпании) подали несколько тысяч заявок.

Действие «футбольного» постановления было ограничено сроком до 1 июня 2019 года. Новый же документ делает его бессрочным, снимая привязку к FIFA-2018, а также расширяет его действие для перевозок грузов и почты иностранными компаниями по территории России.

По словам экспертов, пока трудно обсуждать новое решение правительства, потому что непонятно, как его «прочитают» и применят на практике регулирующие органы. Но скорее всего, оно коснется делового и корпоративного потока, а также спортивных команд и болельщиков. «Это также очень своевременное и удобное решение для частной бизнес-авиации», – сказал RATA-news авиаэксперт Алексей Синицкий. Вряд ли речь может идти о каких-либо заметных объемах перевозки. Такая открытость воздушного пространства может декларироваться, но ни в одной стране внутренние рейсы на зарубежных перевозчиках де факто не поощряются и не реализуются

Скорее, жест доброй воли, полагает директор компании «Свой-ТС» Сергей Войтович: «Чартерные рейсы зарубежных перевозчиков между городами внутри нашей страны были бы нужны при массовых въездных турпотоках. Но они пока очень малы».

По мнению директора компании «Бейс-Тревел» Андрея Соколова, новой возможностью вполне могли бы воспользоваться китайские операторы, которые отправляют туристов в Россию: например, прилететь из Китая в Иркутск на своем самолете и на нем же лететь дальше в Москву или Петербург. Но в нынешней ситуации на рынке российская сторона однозначно теряет, в чем не заинтересованы ни авиация, ни турбизнес.

Инициатива в целом позитивная, полагает директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин. «Но решение запоздалое, сейчас все программы на этот сезон сверстаны. В любом случае, не думаю, что к нам может зайти какое-то заметное число иностранных перевозчиков. Процесс не такой простой, как можно подумать, к тому же мало кто из зарубежных компаний в курортный сезон простаивает». По его словам, эффект от прихода зарубежных перевозчиков на внутренние линии был бы реально серьезным, если бы им разрешили летать в третьи страны. То есть, прилететь из Турции в Москву и затем – в Грецию.


Светлана Ставцева, RATA-news