Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Болгария – далекая, близкая, пионерская и студенческая

08:07, 30 июня 2006

Болгария - одно из первых и любимых направлений с самого начала становления в России коммерческого детского и молодежного отдыха в России.

Разумеется, уже не везут операторы ребят поездом по 2,5 суток через четыре границы, как 10-12 лет назад, и почти не размещают в лагерях с удобствами на этаже - все постепенно меняется в лучшую сторону. И сейчас Болгария по праву занимает место в пятерке лидеров детского туризма.

Великолепные песчаные пляжи на всем протяжении черноморского побережья, мягкий климат, природные достопримечательности и богатое культурно-исторического наследие делают эту страну весьма привлекательной для «детских» операторов, а накопленный более чем за 10 лет опыт помогает совершенствовать продукт.

Теория. К несомненным плюсам Болгарии можно отнести давние традиции организации детских и юношеских лагерей в этой бывшей социалистической стране. Пожалуй, только в Болгарии понятие "детский лагерь" соответствует российскому представлению. ММЦ "Приморско", например, - самый большой молодежный лагерь в Европе.

Очевидным плюсом является также достаточное количество чартеров летом (в Бургас и в Варну), короткое время перелета (около двух часов). Кроме того, на болгарских пляжах даже в июле и в августе нет удушающей жары, а обилие зелени во многих детских центрах делает отдых ребят очень комфортным. Не последнюю роль играют также похожесть языков и гостеприимство местного населения. А очень интересная, адаптированная для детей экскурсионная программа позволяет украсить досуг.

К минусам направления можно отнести, прежде всего, визовые формальности. Несмотря на то, что особых проблем по визам нет, времена, когда в Болгарию отправляли детей за один день, канули в Лету. В первый год введения визового режима немного снизил поток детей в Болгарию, но альтернативы для многих родителей, да и детей, не нашлось, хотя региональным турагентствам теперь приходится перевозить деньги и документы в Москву заранее.

Еще один недостаток Болгарии, о котором необходимо помнить при продаже путевок, - некоторые особенности лагерной базы. До сих пор кое-где присутствуют варианты "дыра в полу", когда при совмещенном санузле вода при мытье стекает непосредственно через отверстие в полу. Некоторые дети бывают весьма удивлены, увидев такое. Через день-два это перестает быть проблемой, но позвонить родителям с жалобой некоторые все же успевают.

Особенностью многих детских болгарских центров до сих пор является питание, которое дети при всем желании не могут оценить как хорошее. Несмотря на декларации относительно обилия овощей и фруктов, в меню они присутствуют далеко не всегда, а блюда очень часто подаются остывшими. За 15 лет сотрудничества с Болгарией проблемы питания в летних лагерях стали операторам буквально родными.

Кстати, это действительно характерная особенность Болгарии. Взрослые в восторге от болгарской кухни, дети - наоборот. Спасает подножный корм в виде жареной рыбки с картошкой, столь привычной для русских, но это - в кафе, уже за отдельные деньги.

Практика. Теперь перейдем к практической части нашего обзора. В числе предложений порядка десяти-двенадцати лагерей по всему побережью. Практически все операторы включают Болгарию в ассортимент, даже венгерский "Робинзон-Турс" сделал для русских детей лагерь в Болгарии. Принимающие старожилы - центр "Равда" в поселке Равда, (недалеко от Несебра) и молодежный лагерь "Кранево" (по названию одноименного места).

Лагеря, находящиеся на севере побережья, предполагают перелет до Варны. К ним относятся "Ахилея" (Балчик), "Альбатрос" (Кранево), "Бригантина" и "Деница" (Албена), "Зора" и "Сердика" (Золотые Пески). Цены в этом году на первые заезды были весьма щадящими - от 350 евро на 2 недели.

Далее идут лагеря с очень удобным расположением относительно точек прилета. В лагеря "Солвекс" и "Коктейль-Клуб" (Обзор), "Лазурный" и "Мистраль-2" (Св. Влас) можно добраться и от Варны, и от Бургаса.

На южном побережье расположены ММЦ "Приморско", "Астра" и "Джуниор" (недалеко от Приморско), а также "Виктория" (Китен), и самый южный лагерь "Лозенец" (Лозенец).

Традиционно программы детских лагерей в Болгарии дети и родители оценивают достаточно высоко. В последние годы на многих курортах появляются аквапарки достаточно высокого уровня, которые с удовольствием посещают наши подростки, луна-парки, детские дискотеки, проводятся различные шоу, в том числе международные. Однако агентства должны помнить о возможных проблемах с питанием, с уровнем размещения (4 человека в комнате) и санузлами, о том, что "северные" лагеря традиционно подороже, чем "южные". А также нельзя забывать об августе, когда из Болгарии бывают трудности с вылетами.

Виза в Болгарию детям до 16 лет оформляется бесплатно. В посольство необходимо предоставлять разрешение на выезд от двух родителей.

А что у вас? Теперь вкратце о том, как начался болгарский сезон на рынке. Агентства, честно говоря, несколько разочарованы. Менеджер по продажам фирмы "Ренессанс" Мария Валова говорит, что детскую Болгарию в этом году почти не спрашивают, хотя у агентства в ассортименте "Альбатрос", "Сердика" и другие.

Директор фирмы "Веселое путешествие" Юлия Бриль тоже пока не очень довольна продажами. В этом году фирма не продает ММЦ "Приморско", так как в прошлом году с ним были кое-какие проблемы. Очень хвалила Юлия лагерь "Лозенец", особенно его великолепные программы для детей. "Лозенец" в этом году предлагают многие операторы.

Директор фирмы "Гранд" Наталья Бабайцева отмечает, что у них идет перераспределение потока клиентов. "Раньше, 3-4 года назад, основные продажи - до 90% были в ММЦ "Приморско", но последнее время там стало меньше дискотек, анимации и все больше туристов преклонного возраста", - говорит она. Основные продажи у "Гранда" теперь в "Мистраль-2".

У оператора по Болгарии "Престиж Интер тура" менеджер Вера Могилевская спада спроса на лагеря пока не замечает. Фирма продает "Деницу", "Сердику", ММЦ "Приморско" и профессионально может рассказать о возрастных критериях клиентов для каждого лагеря. Студентов, в частности, отправляют в ММЦ "Приморско".

А вот директор фирмы "Грин-Тур Люкс" Ирина Сычева очень довольна продажами на болгарском направлении: «Отлично идут "Лозенец", "Мистраль-2", "Журналист", а также отдых в Поморие в котеджном поселке для студентов».

На просьбу прокомментировать жалобы турагентств на недостаток желающих поехать в Болгарию, Ирина ответила так: "Что продаешь, то и покупают. И если дали рекламу один-два раза и ждут обвала звонков - этого не случится. Мы начинаем рекламировать свои программы в феврале и марте, поэтому у нас все по плану".

Задали мы вопрос и по поводу лагеря "Журналист", который в прошлом году предлагали многие операторы, а в этом только фирма "Грин-Тур Люкс". Оказалось, что места в лагере выкуплены корпоративными клиентами, и даже у "Грин-Тур Люкса" места не на все даты.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно