Travelport с 18 января

10 миллионов? Я бы добавил

RATA-news вновь предоставляет слово участникам туристического рынка по поводу планируемого введения экономической ответственности туроператоров - финансовых гарантий. Большинство наших сегодняшних собеседников также поддерживают необходимость этой меры в связи с отменой лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Однако с некоторыми оговорками.

Например, директор туристско-экскурсионной фирмы «Пилигрим» Людмила Степаненко, основное направление деятельности которой - внутренний туризм, считает, что делать фингарантии обязательно нужны, но лишь касательно компаний, работающих на зарубежном рынке. А нужно ли на внутреннем – вопрос для нее спорный. «У нас особый менталитет, отношения между партнерами внутри страны чаще всего строятся на личных взаимоотношениях, – говорит она. – В случае каких-то непредвиденных обстоятельств мы всегда найдем возможность договориться».

И генеральный директор компании «Ванд Интернешнл тур» Татьяна Ванд считает, что фингарантии вряд ли защитят потребителя, это, скорее, административные меры, призванные сузить число участников рынка. «Клиент все равно останется беззащитным перед турагентством, которому он в 90 случаях из 100 несет деньги за путевку, – уверена она. – Обманывают-то чаще всего именно агентства. А они фактически выводятся из-под контроля государства».

Многие говорили об отсутствии достоверной информации относительно законопроекта. Директор работающей по Швейцарии компании «Бюро-3-Виза» Татьяна Молодцова, финансист по образованию, вообще затруднилась оценить сколь положительным или отрицательным будет влияние нововведений на дальнейшее развитие российского турбизнеса, поскольку не видит четко расписанного механизма применения фингарантий. Например, ей неясно – будет ли свободным выбор гаранта. Если число банков ограничится двумя-тремя, то рынок, по мнению Татьяны, вместо эффективного способа защиты интересов потребителей получит лишь дополнительный налог, который будут собирать монополисты.

«Непонятна и сама процедура получения этих гарантий. – вступает в разговор генеральный директор компании «Самараинтур» Елена Сегал. - Банку, даже тому, с которым уже сложились хорошие отношения, с которым связана кредитная история турфирмы, все равно – бизнес есть бизнес – потребуется какое-то обеспечение гарантий. Для многих фирм в регионах это будет проблемой». Г-жа Сегал также уверена, что страховая сумма для регионов должна быть меньше, так как турпотоков, сравнимых с московскими, на остальной территории России нет.

С запланированной законом суммой финансовых гарантий не согласна и Людмила Степаненко, хотя и по другой причине: «Сумма в 1 млн. руб. для турфирмы внутренней направленности, может быть, и подъемная, но, с моей точки зрения, совершенно бессмысленная. Нет на внутреннем рынке, даже на пляжных направлениях, таких потоков, которые потребуют стольких компенсационных вложений». Более приемлемы, на ее взгляд, 200-300 тыс. рублей.

А вот руководитель российского отдела компании «Ванд Интернешнл тур» Ирина Солянкина считает, что сумму гарантий в 1 млн. рублей для внутренних туроператоров выбрали специально, чтобы избавиться от «мелких рыбешек». «Выживут лишь сильнейшие, – прогнозирует она. – Ведь от непрофессионализма некоторых так называемых операторов страдают все – и туристы, и крупные оптовые продавцы. Они людям наобещают чего у нас и в помине-то нет, а потом мы же по судам бегаем». Чтобы остаться на плаву, у небольших фирм есть выход – объединиться, подсказывает г-жа Солянкина.

О том, что начинать нужно было бы с меньших сумм, говорила и Татьяна Ванд: «Сначала бы отработать схему до мельчайших нюансов, снять все вопросы, а уж потом вводить большие суммы». А чтобы от новшеств все-таки был толк, считает г-жа Ванд, прежде всего, нужна государственная защита турбизнеса как национального продукта, должны начать работать законы и должна быть более совершенная, чем в настоящее время, банковская система. Что делать законопослушной турфирме, задает она вопрос, если его банк-гарант вдруг лопнет или у него отзовут лицензию?

Это были соображения туроператоров со стажем, истоптавших не одни сапоги на трудных дорогах российского турбизнеса. А вот каково мнение представителя совсем молодого поколения. Бюро путешествий «Территория» создано всего лишь год назад. И сегодня, по словам старшего менеджера Ольги Каплан, они настроены оптимистично, так как, создавая компанию, были готовы к такому повороту событий.

Но есть среди активных сторонников высоких фингарантий и ветераны турбизнеса. «Я бы добавил», - говорит по поводу «выездной» суммы директор компании «Параисоль-Классик» Геннадий Логачев. Он, кстати, убежден, что необходимо обязательное введение финансовых гарантий для всех участников туристического бизнеса. (Любовь Булгакова, RATA-news)