Пегас с 18 октября

Правление РСТ обсудило актуальные вопросы турбизнеса

В рамках прошедшей в московском «Крокусе Экспо» выставки «Отдых 2008» состоялось очередное заседание правления Российского союза туриндустрии. В повестке дня стояли вопросы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности турбизнеса и гостиничного хозяйства. В частности, правление поддержало принятие Госдумой 19 сентября в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в ст. 25 федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”», в котором речь идет о распространении режима 72-часового безвизового пребывания на территории России иностранных пассажиров морских паромов. Напомним, РСТ занимался этой проблемой на протяжении нескольких лет, тесно взаимодействуя с администрацией Санкт Петербурга и Госдумой и ТПП РФ. И хотя законопроект принят в первом чтении, оппонентов у него хватает, поэтому сейчас он нуждается в особой поддержке. В ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен профильными комитетами РСПП и ТПП РФ.

Вторым вопросом повестки дня было обсуждение мер по развитию малого гостиничного бизнеса в России. В ближайшее время эта тема будет рассматриваться экономическим блоком правительства РФ. Предложения РСТ готовились с учетом разработок этой проблемы Северо-Западным отделением, Ассоциацией малых гостиниц Санкт-Петербурга и во взаимодействии с Федерацией рестораторов и отельеров. Они касаются определения самого понятия «малая гостиница», упрощения процедуры регистрации коллективных средств размещения в жилом фонде, получения малыми гостиницами референса, совершенствования налогообложения малых гостиничных предприятий и др. Подробнее об этих предложениях RATA-news расскажет в одном из ближайших номеров. Правление поддержало подготовленный пакет предложений, которые направлены в правительство РФ и Минэкономразвития.

Главным на заседании, как и следовало ожидать, был вопрос финансовых гарантий. РСТ уже выразил свое отношение к внесенным в Госдуму в начале сентября двум законопроектам, предусматривающим увеличение сумм финансового обеспечения ответственности туроператоров, занимающихся международным туризмом, соответственно в 10 и 15 раз без какой либо дифференциации. На заседании Правления рассматривался проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», подготовленный Правовой комиссией РСТ. Он, в частности, предусматривает изменения:

- предоставляющие турфирмам право выбора между работой с использованием бланков путевок как БСО и применением ККМ;

- приводящие положения договоров между туроператорами и агентами/агентами и клиентами в соответствие с нормами закона «О защите прав потребителей»;

- исключающие из текста действующего закона положения, касающиеся страхования ответственности туроператоров по договору о реализации турпродукта в части, противоречащей нормам Гражданского кодекса и др.

В отношении сумм финансового обеспечения предлагается определять их для туроператоров в сфере выездного туризма в размере 5% от оборота компании за предшествующий период, но не менее 10 млн. руб. в год. При этом особенности работы туроператоров в части доли агентских продаж, соотношения реализации выездного, въездного и внутреннего турпродукта и др. можно учесть на стадии регулирования страховых тарифов. Что касается фингарантий для туроператоров, специализирующихся на приеме иностранных туристов и не отправляющих российских туристов за рубеж, порядок определения сумм их финансового обеспечения предлагается установить такой же, как и для туроператоров в области внутреннего туризма – независимо оттого, фиксированный это будет размер финансового обеспечения или пропорциональный объему ответственности перед потребителями.

Звучали на заседании Правления и другие предложения – например, ограничить позицию РСТ поддержкой только варианта финансового обеспечения в виде страхования ответственности по каждому договору о реализации турпродукта. РСТ, как было сказано еще в решениях Правления от 13 октября 2006 г., готов поддержать и этот вариант, если будут найдены адекватные механизмы его реализации с точки зрения взаимодействия страховых компаний и туроператоров. Обсуждался и вопрос введения лимита уставного капитала для компаний, занимающихся туроператорской деятельностью. По мнению Правовой комиссии, этот механизм, в принципе, также может быть использован – при условии, что сами суммы финансового обеспечения будут дифференцированы в зависимости от оборотов фирмы или стоимости отдельного турпродукта. Естественно, предполагается, что требования к уставному капиталу должны быть посильны для участников рынка и дифференцированы в зависимости оттого, занимается компания только внутренним и/или въездным туризмом или также отправляет российских туристов за рубеж.

Подводя итоги заседания, президент РСТ Сергей Шпилько отметил, что уже внесенные депутатами законопроекты о фингарантиях противоречат принятому в сентябре в первом чтении пакету законов о поддержке малого и среднего бизнеса, к которому относится подавляющая часть российских туроператоров. Особенно может пострадать региональный турбизнес. Поэтому многое в решении этого вопроса будет зависеть от того, какую позицию в отношении законопроекта займут региональные администрации, законодательные собрания и предпринимательские объединения. Нельзя защитить свои права, ничего для этого не делая или уповая только на принципиальную позицию РСТ и федеральных межотраслевых предпринимательских объединений.

Сергей Шпилько отметил, что ряд регионов уже высказали свою точку зрения по этому вопросу. Например, сибирские туристические ассоциации направили коллективное письмо в адрес руководства Госдумы РФ и Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Остальным тоже пора определиться. Со своей стороны, РСТ готов к работе по проектам поправок в отраслевой закон со всеми органами власти и заинтересованными организациями.