Тревелпорт

«Лабиринт» убежден, что Скандинавия интересна и зимой, и летом

Популяризация скандинавских стран на российском туристическом рынке стала главной темой третьего Северного форума, ежегодно проводимого компанией «Лабиринт». Две предыдущие встречи прошли в Финляндии, а на этот раз делегаты съехались в столицу Швеции – Стокгольм. Шведский Северный форум собрал представителей 180 российских турагентств, 30 их североевропейских партнеров и 50 журналистов.

Исполнительный директор компании «Лабиринт» Сергей Михайлов нарисовал для аудитории усредненный портрет нашего туриста, выбирающего для отдыха одну из стран Скандинавии – Швецию, Финляндию или Норвегию. О Дании речь пока не идет, она, в отличие от своих соседей, пока ведет себя на нашем рынке крайне осторожно, а точнее – практически никак себя не ведет. Так вот, по словам г-на Михайлова, наши сограждане, приходя в турагентство, уже четко представляют куда, зачем и за какие деньги они едут. Поездки совершаются в течение всего года, но есть и пик, короткий, но яркий – зимний, в частности, новогодний период. Однако в последнее время все активнее растет интерес к весенним и летним месяцам. Россияне стали реже бронировать короткие автобусные туры из Санкт-Петербурга, отдавая предпочтение комфортабельным паромам, которые начали ходить из северной столицы. Но зато чаще стали покупать продолжительные путешествия сразу по всем североевропейским странам с обязательным посещением норвежских фьордов.

Для проживания туристы, по-прежнему, выбирают коттеджи, впрочем, у них всегда, по словам г-на Михайлова, будет свой клиент. Но все же популярнее отдых в отелях, предпочтительнее – с аквапарком. Отметил Сергей Михайлов и такую особенность: в Скандинавию все больше едет семейных пар с детьми, причем они не боятся включать в свою программу экскурсии – в стокгольмский музей Астрид Линдгрен Junibacken, в датский «Леголэнд», в финский парк Муми Троллей. Растет число корпоративных выездов. По словам г-на Михайлова, «Лабиринту» приходилось обслуживать запросы преподавателей самых разных наук, сельскохозяйственных деятелей, коммунальщиков, транспортников. Еще два-три года назад этого не было вообще.

Выступавшая на форуме директор Stockholm Visitors Board Ева Камел отвела россиянам место в десятке главных для Стокгольма туристических стран-доноров. В прошлом году в отелях шведской столицы было зафиксировано 10,7 млн. гостевых койко-ночей, большинство провели сами шведы – 7,2 млн. За нашими соотечественниками – 121 тыс., это девятое место в списке гостей. Правда, у фаворитов наметился явный спад интереса: немцы (441,8 тыс.) по итогам года снизились на 3%, а британцы (300 тыс.) поднялись всего на 2%. Итальянцев стало меньше на 24%. При этом российский рынок вырос на 15%. Этот показатель выше только у поляков и индийцев (44% и 60% соответственно), но в абсолютных цифрах им до нас еще далеко – 99,5 тыс. и 62 тыс. за 2012 год.

Помимо того, что российский турпоток растет, как выразилась Ева Камел, активнее и веселее прочих, наши туристы еще и любят шопинг (25% чеков Tax Free), с удовольствием ходят по музеям и заполняют собой пустоту межсезонья, что так важно для любой туристической страны. Г-жа Камел озвучила планы Стокгольма по приему иностранных гостей: к 2020 году количество туристических ночевок должно составить не менее 15 млн.

Руководитель московского офиса VisitSweden Александр Панько рассказала, что перед Швецией стоит задача увеличить общий въездной турпоток в два раза. Число российских туристов в прошлом году выросло на 12%. Главные направления для них – Стокгольм и горнолыжный Оре.

Позитивность и щедрость наших соотечественников привлекает внимание все большего числа шведских компаний. В 2014 году VisitSweden в России начинает работать с турофисом южной провинции Швеции – Сконе. Сегодня по популярности у россиян она стоит на третьем месте после Стокольма и Оре, забирая на себя 11% российского турпотока.

Рекламная кампания Сконе пройдет под условным пока названием «Шведская Ривьера». Завлекать россиян будут километровыми пляжами балтийского побережья, морским сафари на омаров, рыбалкой и знакомством со вторым по величине городом Швеции – Гетеборгом. К весьма оригинальным можно отнести предложения отправиться на поиски трюфелей и погулять по городским крышам. Пропагандировать и эти, и другие маршруты будут представители более 30 шведских компаний, которые приедут в начале октября в Москву и Санкт-Петербург на ежегодный Swedish Workshop.

По данным регионального директора национального туристического офиса Visit Finland Арто Асикайнена, за полгода 2013-го Финляндия насчитала 824,2 гостя из России (+6,9% к тому же периоду прошлого года). Финские пограничники свидетельствуют, что 81% из них прибыли в страну с туристическими целями. Главный сезон, конечно, январь, но весна и лето тоже растут. В мае, например, зафиксировано на 50% больше визитов, чем в том же месяце прошлого года.

Как заметил г-н Асикайнен, российский турист ежедневно тратит в Финляндии по €120 – больше, чем кто-либо еще. В 2012 году, например, мы оставили в этой стране €880 млн. Так что маркетинговый бюджет Visit Finland на 2013-2014 года в размере €1,6 млн. только государственных средств вполне оправдан. Деньги будут потрачены на продвижение туристических достоинств страны не только в столицах, но и в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Мурманске, Петрозаводске. В следующем же году Финляндия намерена начать продвижение оздоровительного туризма. Принять участие в проекте изъявили желание более 20 финских профильных компаний.

«На норвежском туррынке никто, кроме России и Китая, не растет», – констатировала директор Совета по туризму Норвегии в России Ольга Филипенко, добавив, что многие даже уходят в минус, в том числе стабильная вроде бы Германия. Тем не менее, немцы, продолжают возглавлять список основных гостей Норвегии, их в пять раз больше, чем наших. По итогам 2012 года количество российских ночевок (198,6 тыс.) выросло на 6%, примерно такие же показатели (5,2%) дали и первые шесть месяцев этого года. Туристы из России особое внимание уделяют норвежским горнолыжным курортам – Трюселю, Хемседалу, Лиллехаммеру. Но отмечен рост интереса к майским поездкам. Г-жа Филипенко объяснила это тем, что россияне поняли: весной в Норвегии очень красиво, а туристов еще не так много.

Подвела итоги выступлений коммерческий директор турфирмы «Лабиринт» Татьяна Зотова. Она рассказала, что когда-то ее компания начинала работать со скандинавскими странами исключительно как зимними направлениями. Сегодня картина меняется, все больше гостей из нашей страны едут туда в весенне-летний период. По прогнозам г-жи Зотовой, за год в «Лабиринте» Швеция вырастет на 7-8%, Финляндия – примерно на 7%, Норвегия – на 5-7%.

Северный форум-2014 пройдет в столице Норвегии – Осло.

 

Любовь Булгакова, RATA-news