Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сейчас главное – выстоять. Извлекать уроки будем потом

10:40, 3 февраля 2011

До сих пор никто из властей так и не решился остановить регистрацию пассажиров на рейсы в мятежный Египет. Зато продолжают сыпаться предупреждения, если не сказать угрозы, в адрес туроператоров, которые несут всю полноту ответственности за то, что их несознательные туристы рвутся на курорты.

На этом фоне даже какими-то циничными выглядят сообщения Росавиации о том, что, например, 1 февраля, в Египет было выполнено 23 чартерных и 5 регулярных рейсов, а 2-го - 22 чартерных и 7 регулярных. Правда, пассажиропоток из России в Египет стал в три раза меньше, чем в обратном направлении. 1 февраля чартерными рейсами в Россию было перевезено 1544 человека, в Египет - 452. В Росавиации утверждают, что практически все рейсы совершаются для вывоза туристов. Но получается, что в среднем человек по 20 на каждом чартере в Египет все же улетает.

Тунисский опыт. Вспомнив совсем недавнюю остановку рейсов в Тунис, мы решили выяснить, кто же тогда взял на себя решение не завозить туристов. Оказалось - президент «Трансаэро» Александр Плешаков. Рейс в Монастир планировался на воскресенье, за субботу блочники обзвонили всех пассажиров, и самолет улетел пустой, чтобы только забрать туристов.

Конечно, это была история совсем другого масштаба, людей можно было вывезти из Туниса практически одним бортом, и финансовые потери – несопоставимые с нынешними. И все же, если предупреждения властей вызваны стремлением действительно обезопасить россиян, а не создать видимость бурной деятельности, заезд туристов в Египет прекратить несложно. Но только сделать это надо волевым решением, а не вылавливать в аэропортах клиентов с билетами на руках. А еще не мешало бы учесть, что, пока полеты в Египет не запрещены, у туроператоров остаются все финансовые обязательства перед перевозчиками.

Впрочем, некоторые компании даже в этой ситуации принимают «волевое решение». Вчера генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная сказала RATA-news: «С завтрашнего дня на наших рейсах туристы будут только возвращаться, в Египет никто не улетит. Есть предупреждения Ростуризма и Роспотребнадзора, рисковать мы не можем. Не уверена, что решение запретить людям лететь в данном случае правильное, но оспаривать его мы не будем».

«Аэрофлот» объявил вчера о прекращении продажи билетов на рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. С 6 февраля авиакомпания приостанавливает полеты в эти города. Возврат приобретенных авиабилетов или изменение даты вылета осуществляется без штрафных санкций. Регулярные рейсы по маршрутам Москва - Каир и Москва - Луанда с посадкой в Хургаде «Аэрофлот» продолжает выполнять.

Росавиация поддержала намерение «Аэрофлота» приостановить полеты на курорты. Правда, получить разъяснения о том, что делать туристам в Хургаде и Шарме, у которых билеты на более поздние даты, пока не удалось.

Из Санкт-Петербурга вчера сообщили, что ведущие туроператоры прекратили отправку туристов в Египет. Большинство клиентов возвращается в Петербург до конца первой декады февраля. Желающих прервать свой отдых не более 5%.

Бои стратегического значения. На сайтах ведущих туроператоров по Египту есть сообщения о приостановке продажи туров по этому направлению. Но на некоторых, между прочим, рядом размещено «информационное письмо», которое могут подписать те, кто все же желает отправиться в Египет по уже забронированному туру или его купить. Впрочем, многие операторы ничего не сообщают о приостановке продаж, просто показывают в системе бронирования, что ни на одну дату до конца февраля нет авиабилетов.

Зато в первой десятке открывшихся в Яндексе ссылок появилось актуальное предложение - «Подберем замену турам в Египет» с поясняющей подписью: «Зачем рисковать? Туры в Израиль, ОАЭ, Таиланд, ГОА и др. за те же деньги!».

Насчет «за те же деньги» - явное преувеличение. Цены на «альтернативные» направления явно растут. Особенно это заметно тем, кто покупал туры в Египет по спецпредложениям, которых после зимних каникул на этом направлении было множество.

В авангарде «египетской операции», лицом к лицу с туристами оказались, конечно, турагенты. Как обычно, на них выпала малоприятная миссия объясняться с туристами. И то, как в этой ситуации ведут себя с партнерами туроператоры, стало очередной «проверкой на вшивость» - с кем работать дальше, а с кем лучше не связываться.

Идеальный вариант – немедленный и безоговорочный возврат полной стоимости туров всем и сразу – невозможен, такой финансовой «подушки» нет ни у одного туроператора. В том, как операторы сообщают об этом агентствам, есть любопытная зависимость. Компании со сравнительно небольшими объемами по Египту, например, «Натали» и «Анекс», пишут коротко и ясно: все аннуляции без штрафов, деньги за туры с вылетами до такой-то даты возвращаем, дальше – по ситуации. Лидеры направления, «Пегас» и «Тез», в первую очередь предлагают перебронировать тур на другое направление, тщательно разъясняют условия взаимодействия и взывают к понимаю партнеров. А некоторые из «середняков» позволяют себе заявлять о штрафах согласно договору, а за компенсациями рекомендуют обращаться в Ростуризм, который «свои приказы издает».

Нервы на пределе. Настроение у турагентов – от мрачного до панического. Туристы требуют свои деньги, на предложение перебронировать реагируют нервно – кто-то не хочет доплачивать, кто-то не может перенести отпуск, да и билетов на многих направлениях уже нет.

С особой настороженностью агенты реагируют на появившиеся предложения по невиданно раннему бронированию от туроператоров, работающих с Египтом. Болгария от 14700 руб., Турция от 14900 руб., Черногория от 19700 руб., да еще комиссия 15%, только оплатите все в трехдневный срок. Или вот Греция на майские праздники – в цены заложена скидка 20% плюс комиссия 10%, оплата - 50% в трехдневный срок, а остальное – до конца марта. Заманчиво - но не рискованно ли брать? Не пирамиду ли строят компании, остро нуждающиеся в деньгах?

Вопросов – море, агентства обрывают телефоны туроператоров. И, ко всему прочему, выясняется, что многие компании не умеют работать в условиях чрезвычайной ситуации. Противоречивая информация, раздражение вплоть до открытого хамства, швыряние трубок. И дело не только в недостатке квалифицированных кадров и не только в банальном человеческом факторе. Это вопрос обучения персонала – курсы, психологические тренинги, ролевые игры.

Но сейчас главное – выстоять. Извлекать уроки будем потом. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно