Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В консульстве Литвы по-прежнему не слышат туроператоров

09:35, 3 февраля 2014

Консульство Литвы в Москве с 3 февраля 2014 г. отказывается от сотрудничества с туроператорами. Теперь они должны подавать документы своих клиентов для оформления шенгенских виз на общих основаниях.

Визовые центры Литвы, помимо Москвы, открыты в Новосибирске, Красноярске, Владивостоке, Иркутске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Самаре, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Уфе, Саратове и Омске. До конца 2013 г. российские турфирмы могли подавать документы по своему выбору – в визовой центр или в посольство. Было очевидно, что операторов постараются «переориентировать» на визовой центр, однако то, что посольство Литвы вообще откажется от сотрудничества с турбизнесом, стало неожиданностью. Об этом стало известно сразу после новогодних каникул. Операторы попросили консульство о встрече, чтобы понять, как им теперь работать.

Встреча состоялась в минувшую пятницу и, по словам туроператоров, оказалась не слишком результативной. Как рассказала ведущий менеджер направления компании «Жарков-тур» Марина Матаева, турфирмам подтвердили необходимость перехода в визовый центр: «Нам не дали альтернативы. Просто подтвердили еще раз, что с операторами консульство работать больше не будет. И рассказали, какие документы надо подготовить для заключения договора с визовым центром». По словам директора компании «Диалог» Елены Шушкевич, очевидно, что экономические последствия отказа от работы с операторами в консульстве никто не просчитывал. «Нам представили это как необходимость. Но такой переход никому невыгоден. Литва – бюджетное направление, и удорожание одной визы на 20 евро наверняка скажется на спросе. Поток переориентируется на другие, прежде всего, соседние страны», – рассказала она RATA-news. По словам операторов, прежняя практика, когда туркомпании обращались в посольство, а частные лица – в визовые центры, оправдывала себя. Теперь оформление документов потребует и дополнительного времени, и дополнительных затрат.

Хуже всего то, что сам механизм перехода на работу с визовым центром не был детализирован и заранее представлен операторам. У компаний множество вопросов по пакету документов, который нужен для заключения договора с визовым центром. В частности, требуется выписка из реестра юридических лиц. Но на ее получение в условиях нынешней загрузки налоговой службы (начало года) потребуется не меньше двух недель. Совершенно непонятно, почему нельзя было сообщить это заранее. Вряд ли кто-то из операторов будет иметь эти документы 3 февраля, к началу работы с визовым центром.

В подходе консульства Литвы к бывшим партнерам-туроператорам немало других нестыковок. Например, раньше, фактически в обход российского законодательства, в консульстве требовали от туроператоров дать расписку, что, в случае проблем с туристом, они готовы его вывезти из страны за свой счет. А теперь, как рассказала директор компании «СатМаркет» Ирина Сетун, консульству не нужны никакие гарантии от туроператоров – подать документы на туристов может любой агент, имеющий даже написанную от руки и нотариально не заверенную доверенность. Соответственно он не несет никакой ответственности за туриста. При этом, в отличие от большинства шенгенских стран, для получения литовской визы необязательно иметь подтверждение бронирования отеля, достаточно авиа- или железнодорожного билета туда-обратно.

«Радует, что осталась хотя бы аккредитация операторов, и мы получим отдельные окошки в визовом центре. Хотя здесь тоже не обошлось без странностей. Подтверждать свой статус операторам теперь не надо, консульство само будет отслеживать его по Единому федеральному реестру. Толи это непонимание процесса, толи просто отговорка, ведь в реестре 2 тысячи операторов, нередко с похожими названиями», – заметила Ирина Сетун. Вызывает недоумение и принципиальная установка консульства выдавать многократные визы частным туристам, но не клиентам турфирм. Она сохранится и на будущее. Доходит до того, что туристы покупают пакет у операторов, а чтобы получить многократную визу, сами идут подавать документы.

Судя по всему, диалог российских операторов и литовского консульства в ближайшее время продолжится. Операторы будут настаивать на введении переходного периода – возможности временно работать через консульство, чтобы успеть подготовить весь пакет документов для заключения договора с сервисным центром. Кроме того, 4 февраля в МИД Литвы пройдет встреча с литовскими принимающими компаниями. Для большинства из них отсечение операторского потока из России – серьезный удар по бизнесу. Объемы российского организованного туризма внушительны, особенно на Новый год, в майские праздники, а также в течение года в санатории Друскининкая.

Сейчас на долю российских туристов в Паланге, Вильнюсе, Друскининкае приходится не менее 90% всех отдыхающих, и почти половина из них – клиенты турфирм. При нынешнем порядке оформления виз, как полагает Елена Шушкевич, больше всего пострадают поездки в Вильнюс на уикенд – россиянам будет проще поехать в другие страны. Почувствует отток и Паланга – сюда нет прямого сообщения, а теперь прибавится еще дорогая виза. «Не потеряет лишь Друскининкай. Ему нет аналогов, отличный курорт с развитой инфраструктурой. Если человек едет лечиться, €20 его не остановят. К тому же здесь прекрасно относятся к российским туристам. Как, собственно, везде в этой стране», – добавила она.

Консульство Литвы в Москве, по словам операторов, всегда было «трудным». Достаточно сказать, что, например, в Киеве при литовском консульстве аккредитовано 120 турфирм, в Минске – 160. В России же, по данным на начало 2014 года, всего 60, а в прошлом году было еще меньше – 51. Литовское консульство отказалось от сотрудничества с операторами, потому что якобы на них уходило слишком много временим. Сотрудничество с ними было названо «бременем», но Литва по турпотоку из России на порядок отстает от Латвии и Эстонии, при этом посольства этих стран продолжают обслуживать туроператоров. Эстонское посольство на прошлой неделе даже наградило российских операторов за развитие направления, заявив, что рост потока в 2013 году на 15% обеспечен именно турфирмами.

Интересно, что для туроператоров Калининградской области правила взаимодействия с генеральным консульством Литвы в ближайшее время не изменятся. Как сообщил недавно генконсул этой страны в Калининграде Вацлав Станкевич, в регионе нет потребности открывать литовский визовой центр, поскольку два консульства – в Калининграде и Советске – справляются с потоком заявлений от туристов. Кстати, в 2013 году генконсульство Литвы в Калининграде оформило для жителей региона порядка 100 тыс. виз, 70% из которых были многократными. На поток из Калининграда приходится 60% всего российского туризма в Литву.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно