Можно ли вернуть деньги за невозвратные авиабилеты
Минтранс России опубликовал разъяснения о возврате денежных средств за билеты, оформленные по невозвратным тарифам.
В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ авиакомпания в рамках договора перевозки обязуется доставить пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Полный список оснований для расторжения договора перевозки перевозчиком в одностороннем порядке указан в статье 107 Воздушного кодекса. Перечень оснований для расторжения договора пассажиром не ограничен.
Порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы зависит от тарифа перевозки (возвратный/невозвратный) и времени оповещения перевозчика о расторжении договора воздушной перевозки – до или после окончания регистрации на рейс, указанный в билете. При этом в случае вынужденного отказа пассажира от полета ему возвращается уплаченная провозная плата. Таким вынужденным отказом могут стать предусмотренные Федеральными авиационными правилами действия перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.
В частности, пунктом 227 Федеральных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать такой отказ вынужденным и в других случаях.
Перевозчик вправе отменить рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Из-за распространения коронавирусной инфекции в России с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение за исключением полетов, связанных с вывозом наших соотечественников из иностранных государств. Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований.
Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа.
Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. При продолжении полетов авиакомпании отказ считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа.
Тем временем в марте продажи авиабилетов упали на 60%. По данным Biletix, снижение превысило 50%, а число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж. Отсутствие выручки ведет к нехватке средств на операционную деятельность. В результате большинство авиакомпаний пытаются, так или иначе, сохранить деньги, предлагая пассажирам альтернативы.
«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете – их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» вернет пассажирам отмененных рейсов полную стоимость билета до конца 2020 года, можно также однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.
В «Уральских авиалиниях» клиентам предлагают трехлетний сертификат на предоплату в счет последующей авиаперевозки и дополнительных услуг. Можно вернуть стоимость билета бонусами на будущие перелеты. Если рейс не отменен, но клиент не может вылететь из-за карантина, перевозчик предоставляет те же опции при доплате 1 тыс. руб. Но в «Уральских авиалиниях» готовы вернуть и живые деньги «согласно условиям применения тарифа конкретного пассажира».
У S7 «самый оперативный способ» – обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.
WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa – скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года. Aegean Airlines переоформляет на определенных условиях билеты на более поздний срок без взимания штрафа за переписку (reisue fee), разницы в тарифе и таксах.
В «Уральских авиалиниях» «Коммерсанту» сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно – обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.
Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова – если ты сдаешь сейчас билет на май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет – не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса», – подчеркнул партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом». Но, как уточнил юрист, если пассажир настаивает на получении денег, их должны вернуть в полном объеме, возможно только удержание сервисного сбора.
Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.
Ситуация с возвратом денег за билеты иностранных компаний сложнее. Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.
Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас нельзя.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»