Тревелпорт

№5028

Не всех организованных туристов вернули в Россию

Сегодня в 11:22 в «Шереметьево» приземляется специальный рейс Azur Air с 315 пассажирами. Самолет забрал 82 человека в Рио-де-Жанейро, затем 232 туриста в Перу.

Вчера из-за рубежа в Россию прибыло семь рейсов, из них три – в Москву, сообщает Росавиация. Qatar Airways двумя рейсами вывезла из Дохи 343 российских туриста, которые застряли в столице Катара на пути из Индонезии и Таиланда. Они несколько дней томились в транзитной зоне аэропорта. Рейсы были выполнены на основании отдельного решения оперативного штаба правительства РФ по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.

Также вчера авиакомпания «Россия» доставила из Шри-Ланки в Москву 350 человек, а «Аэрофлот» – 150 пассажиров из Лондона.

Рейсами из Бангкока авиакомпания «Сибирь» привезла в Новосибирск и Иркутск 353 россиянина. Из Токио во Владивосток авиакомпания вывезла 164 человека.

В график вывоза российских граждан на 3 апреля включены пять коммерческих рейсов. График составлен с учетом ограничений по количеству прибывающих, введенных оперативным штабом правительства РФ.

В частности, «Аэрофлот» выполнит рейс Берлин – Москва, «Сибирь» привезет россиян из Бангкока в Новосибирск и Иркутск, «Аврора» – из Токио в Южно-Сахалинск.

До сих пор нет никакой информации о перспективах возвращения туристов, в том числе организованных, с Сейшельских островов. Как сообщил вчера ТАСС первый секретарь посольства РФ на Сейшелах Максим Матасов, порядка 100 россиян ждут возвращения в Россию, но дата рейса пока не определена.

Кроме того, более 80 россиян, в том числе клиенты московских и питерских туроператоров, вторую неделю заблокированы на круизном лайнере Costa Victoria у берегов Италии. Еще 96 наших туристов находятся на карантине в гостинице Рима до 7 апреля, все они сошли с лайнера Costa Luminosa.

Вторую неделю россияне не могут покинуть лайнер Costa Victoria

Более 80 россиян, застрявших на лайнере Costa Victoria на прошлой неделе, не могут вернуться домой, поскольку российские аэропорты не принимают рейс из Рима, сообщила RATA-news менеджер по развитию бизнеса Соsta Cruises в России Екатерина Илюшина.

На прошлой неделе более 700 иностранных туристов, среди которых 84 россиянина, застряли на лайнере Costa Victoria у берегов Италии. Им запретили сходить на берег в порту Чивитавеккья из-за того, что тест на коронавирус пассажирки из Аргентины, покинувшей судно 25 марта, оказался положительным. 31 марта посольство РФ в Италии сообщило, что занимается организацией специального вывозного авиарейса в Россию, но этот процесс займет немало времени.

По словам г-жи Илюшиной, ситуация довольно тяжелая. Costa Cruises предпринимала различные попытки организации рейса и даже готова оплатить чартер, чтобы доставить пассажиров в Россию. Но так как сейчас границы закрыты, ситуация с авиаперелетами неопределенная. «Два дня назад мы пытались согласовать чартер до Москвы, Петербурга или Тюмени. Но, к сожалению, вчера получили отказ по всем аэропортам без объяснения причин», – рассказала Екатерина Илюшина.

Сейчас пассажиры Costa Victoria не могут сойти на берег, потому что власти города запретили высадку, туристы находятся на карантине. Она также отметила, что единственная возможность покинуть лайнер – это так называемый медицинский коридор, когда россиянам организуют прямой трансфер до аэропорта Рима и посадят в самолет.

По словам генерального директора туроператора «Инфлот круизы и путешествия» Александра Иванова, на борту Costa Victoria находятся шесть клиентов компании. «Зараженных среди них нет, мы ежедневно общаемся с туристами. Им предоставляют питание и проводят санитарную обработку кают», – добавил он.

Руководитель московского офиса туроператора «Солеанс Тревел» Любовь Кочарян сообщила о четверых туристах на борту лайнера, положение которых усугубляется тем, что располагаются они во внутренних каютах – без иллюминаторов. «Их путешествие продлилось 21 день, а вернулись они уже в другой мир. Мы постоянно с ними переписываемся. Чувствует они себя нормально, но держатся только надеждой, что их скоро вывезут домой, – подчеркнула она. – Даты уже несколько раз переносились, за это время борт лайнера покинули пассажиры других стран, к примеру, швейцарцы, австралийцы и т.д. Представляете, как обидно нашим туристам, что Россия отказалась их принять», – подчеркнула г-жа Кочарян.

У компании «Виа Марис» на борту Costa Victoria находится пятеро туристов. В целом они настроены позитивно, персонал делает все возможное, чтобы облегчить их «заключение», кормят нормально. «Но они очень тяжело переносят полную неопределенность положения. Практически всех вывезли, застряли только наши и украинцы, по-моему, еще испанцы», – сказала директор по PR и маркетингу Елена Карманова. Трижды в день пассажирам измеряют температуру, симптомов заболевания ни у кого не выявлено. Люди взволнованы также и тем, что не обнаружили себя в опубликованных на сайте МИД списках на возврат в страну.

Между тем, еще 96 россиян находятся на карантине в гостинице Рима до 7 апреля, все они сошли с лайнера Costa Luminosa. Случаев заражения среди них не зафиксировано.

Наталья Панферова, RATA-news

Региональный совет РСТ предлагает признать правила перевозки детей автобусами утратившими силу

Региональный совет РСТ предлагает признать утратившим силу постановление правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Такое решение было принято по итогам онлайн-заседания совета, прошедшего 31 марта.

По мнению членов совета, этот документ дублирует пункты уже имеющихся федеральных законов, постановлений, других нормативно-правовых актов РФ.

Как сказала RATA-news вице-президент и глава Регионального совета Ольга Санаева, с момента появления постановления в организованных детских перевозках ничего не изменилось в лучшую сторону. «Наоборот, документ дал возможность контролирующим органам воздействовать на непосредственных участников этого вида деятельности так, что объемы перевозки детей упали на 40-45%», – пояснила она.

Действительно, как мы уже писали, сотрудники ГИБДД на автомобильных дорогах и трассах бывают не посвящены в детали постановления и трактуют его иногда слишком произвольно. В итоге задерживают для разбирательства автобусы, с года выпуска которых прошло более 10 лет, хотя эта норма не применяется до 30 июня 2020 года. Или продолжают требовать программу маршрута и указание в ней улиц, хотя это вообще отменено постановлением правительства РФ № 1196 от 13 сентября 2019 года «О внесении изменений в правила организованной перевозки группы детей автобусами».

Участники рынка отмечают, что штрафы в КОАП по п. 12.23 очень высокие, формулировка нечеткая, и чаще всего наказание накладывается не за реальное нарушение, а за «бумажку», наличие или отсутствие которой не влияет на безопасность и качество услуг. Все это в итоге заставляет транспортные компании либо отказываться от перевозки детей, либо поднимать ее стоимость.

В связи с тем, что формулировки постановления в большинстве своем повторяют пункты других нормативно-правовых актов, Региональный совет предлагает добавить в постановление правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 года «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» раздел о правилах организованной перевозки группы детей автобусами. И уже в него внести только те пункты, которые не обозначены в тексте раздела III «Перевозка пассажиров и багажа по заказу». Например, о необходимости желтых проблесковых маячков на крыше, ремней безопасности и т.д.

Должен быть прописан регламент замены автобуса в случае аварии или обнаружения технической неисправности, четко разделить требования по документам для выезда одного-двух автобусов и целой колонны.

По словам Ольги Санаевой, надо также исключить злополучное требование о «возрасте» автобуса, которому должно быть не более 10 лет. Год выпуска не влияет на безопасность транспортного средства, это зависит только от его технического состояния. Не нужны и пункты относительно сухих пайков – к безопасности перевозки это также не имеет отношения. Питание детей в поездке, к примеру, регламентируется СанПинами.

Светлана Ставцева, RATA-news

Можно ли вернуть деньги за невозвратные авиабилеты

Минтранс России опубликовал разъяснения о возврате денежных средств за билеты, оформленные по невозвратным тарифам.

В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ авиакомпания в рамках договора перевозки обязуется доставить пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Полный список оснований для расторжения договора перевозки перевозчиком в одностороннем порядке указан в статье 107 Воздушного кодекса. Перечень оснований для расторжения договора пассажиром не ограничен.

Порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы зависит от тарифа перевозки (возвратный/невозвратный) и времени оповещения перевозчика о расторжении договора воздушной перевозки – до или после окончания регистрации на рейс, указанный в билете. При этом в случае вынужденного отказа пассажира от полета ему возвращается уплаченная провозная плата. Таким вынужденным отказом могут стать предусмотренные Федеральными авиационными правилами действия перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.

В частности, пунктом 227 Федеральных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать такой отказ вынужденным и в других случаях.

Перевозчик вправе отменить рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Из-за распространения коронавирусной инфекции в России с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение за исключением полетов, связанных с вывозом наших соотечественников из иностранных государств. Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований.

Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа.

Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. При продолжении полетов авиакомпании отказ считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа.

Тем временем в марте продажи авиабилетов упали на 60%. По данным Biletix, снижение превысило 50%, а число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж. Отсутствие выручки ведет к нехватке средств на операционную деятельность. В результате большинство авиакомпаний пытаются, так или иначе, сохранить деньги, предлагая пассажирам альтернативы.

«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете – их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» вернет пассажирам отмененных рейсов полную стоимость билета до конца 2020 года, можно также однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.

В «Уральских авиалиниях» клиентам предлагают трехлетний сертификат на предоплату в счет последующей авиаперевозки и дополнительных услуг. Можно вернуть стоимость билета бонусами на будущие перелеты. Если рейс не отменен, но клиент не может вылететь из-за карантина, перевозчик предоставляет те же опции при доплате 1 тыс. руб. Но в «Уральских авиалиниях» готовы вернуть и живые деньги «согласно условиям применения тарифа конкретного пассажира».

У S7 «самый оперативный способ» – обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.

WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa – скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года. Aegean Airlines переоформляет на определенных условиях билеты на более поздний срок без взимания штрафа за переписку (reisue fee), разницы в тарифе и таксах.

В «Уральских авиалиниях» «Коммерсанту» сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно – обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.

Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова – если ты сдаешь сейчас билет на май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет – не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса», – подчеркнул партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом». Но, как уточнил юрист, если пассажир настаивает на получении денег, их должны вернуть в полном объеме, возможно только удержание сервисного сбора.

Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.

Ситуация с возвратом денег за билеты иностранных компаний сложнее. Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.

Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас нельзя.

Нужен ли турфирмам сертификат о форс-мажоре

В связи с распространением коронавируса и введенными ограничениями глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин обратился к региональным структурам ТПП с предложением организовать работу по выдаче организациям и предпринимателям заключений об обстоятельствах непреодолимой силы.

Напомним, что ТПП РФ обладает полномочиями свидетельствовать обстоятельства форс-мажора по внешнеторговым контрактам в отношении событий, наступивших на территории России. Документом, свидетельствующим обстоятельства форс-мажора, является соответствующий сертификат. В обращении руководителя ТПП особо подчеркивается, что сертификаты должны выдаваться бесплатно.

Как пояснил RATA-news глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, такие сертификаты используют в спорах между предпринимателями по нарушенным договорам. ТПП РФ выдает сертификаты по внешнеторговым контрактам, а региональные ТПП – по внутрироссийским.

Сертификат ТПП нужен в том случае, когда необходимо доказывать обстоятельства непреодолимой силы в конкретном нарушенном договоре, в судебном споре для освобождения от ответственности стороны, неисполнившей обязательство. Если обстоятельства непреодолимой силы признаны органом власти, например указом мэра, то дополнительный сертификат не нужен, на решение суда он не повлияет.

Нет необходимости и заблаговременно получать сертификат. Если будет готовиться позиция к судебному процессу, то можно для усиления защиты получить этот документ и приложить как дополнительное доказательство.

Применительно к турбизнесу: в случае нарушения условий договора, невозможности принять туристов, провезти группу, оказать экскурсионные услуги туристическая компания может ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы для освобождения от ответственности в суде. Одним из доказательств может служить сертификат ТПП РФ или территориальной ТПП.

Amadeus приглашает на вебинары

Российский офис компании Amadeus приглашает агентов на образовательные вебинары. Присоединяйтесь к нашей «Онлайн Академии», повышайте свой профессионализм и пользуйтесь лайфхаками экспертов Amadeus для эффективной работы. Разбираем только самые актуальные вопросы.

Новинка! 3 апреля, с 11.00 до 12.00. Тема: «Как обменять билет на ваучер/сертификат EMD в соответствии с политикой авиакомпании». Регистрация.

Все вебинары проводятся бесплатно для агентов.

Регистрация обязательна.

Следите за анонсами вебинаров в Facebook на странице #AmadeusRussia и в разделе новостей на сайте www.amadeus.ru.

«Русский сезон» от PAC Group: самое время прокачать свои знания по России

Чем занять себя во время вынужденного простоя? Конечно, образованием, ведь полученные знания вскоре пригодятся.

PAC Group представляет обучающий курс «Русский сезон», который продолжает нашу образовательную серию проектов для подготовки к летнему сезону-2020. Присоединяйтесь!

Старт 8 апреля. До 21 апреля изучаем актуальный репертуар на лето. В обучающем курсе для всех желающих будут доступны вебинары по городам и курортам России от экспертов по следующим направлениям: Сочи, Крым, Санкт-Петербург, Казань, Карелия, озеро Байкал, Алтай, Калининград и другие. Для удобства все вебинары также будут выложены в записи на нашем обучающем канале.

По завершении занятий будут доступны тестирования по пройденному материалу. Участники, набравшие проходной балл, получат именной диплом проекта.

Зарегистрироваться на курс можно по ссылке.

Итоги будут подведены 22 апреля.

Обучайтесь вместе с PAC Group!

Nemo.Travel: специальная программа вебинаров и онлайн-курсов

Компания Nemo.Travel предлагает знания и технологии, которые помогут взлететь вашему бизнесу после выхода из кризиса. Бесплатно!

Подготовлена специальная программа вебинаров и онлайн-курсов по изучению основ электронной коммерции и практическому использованию платформы Nemo в бизнес-процессах. Если вы еще не являетесь нашим клиентом, мы предоставим вам пробный период эксплуатации нашей системы, без каких-либо обязательств с вашей стороны. Вы получите новый опыт и знания, и тут же сможете применить их на практике.

Для участия пишите нам на адрес connect@nemo.travel.

Расписание вебинаров (время московское).

Ознакомительный интенсив-курс «Nemo travel: оптимизация бизнес-процессов и повышение доходности», 6 апреля в 16.00.

Полный курс:

- занятие 1. Базовые сведения о системе и принципах ее работы. Процесс оформления авиабилетов в Nemo.Travel, 13 апреля в 12.00;

- занятие 2. Автоматизированные операции по обработке заказа: автоинформатор, работа с очередями, таймлимиты, 15 апреля в 12.00;

- занятие 3. Методы оплаты. Отчетность и инструменты аналитики, 17 апреля в 12.00;

- занятие 4. Модуль продажи дополнительных услуг. Максимизация доходности, 20 апреля в 12.00;

- занятие 5. Управление ценообразованием: наценки и расчет комиссионных вознаграждений, 22 апреля в 12.00;

- занятие 6. Управление потоками поисковых запросов: маршрутиризация, фильтрация, микшер, 24 апреля в 12.00.

Билеты на рейсы Aegean Airlines можно переоформить

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире авиакомпания Aegean Airlines предоставляет возможность переоформления билетов на более поздний срок без взимания штрафа за переписку (reisue fee), разницы в тарифе и таксах.

Условия предложения:

- для активных бронирований (статус HK/KK) с вылетами в апреле и мае;

- новая дата путешествия – начиная с июня и далее, включая зимнее расписание;

- период действия предложения – со 2 по 8 апреля.

Внимание! Изменения маршрута (re-routing) запрещено. Для стыковочных рейсов изменение транзитного пункта допускается. Изменения возможны только в рамках оригинального класса обслуживания.

Вышеуказанные изменения можно произвести на сайте www.aegeanair.com или самостоятельно через GDS. В GDS Amadeus изменения возможны в автоматическом режиме. Во всех других GDS они производятся вручную с обязательным внесением в Endorsement информации Due To Coronavirus.

Телефон: +7 (495) 139-87-90

Отдел поддержки агентов: ru.helpdesk@aegeanair.com

Отдел групповых бронирований: ru.groupdesk@aegeanair.com

Отдел продаж: ru.sales@aegeanair.com

Курорт в долине горной реки

Кинугава Онсэн – популярный термальный курорт на берегу одноимённой реки в префектуре Тотиги. Его главная прелесть – уединённые онсэны, до которых, правда, ещё нужно добраться, но именно там туристы обретают настоящее спокойствие и гармонию.

Здесь тянется красивейшая долина Рюю, где можно прогуляться по живописной тропе или проплыть на лодке между стометровыми скалами. Стоит деревня Эдо-Мура, зовущая окунуться в атмосферу средневековой Японии в компании самураев, гейш и ниндзя.


Весной в местном храме Гококу-дзиндзя обычно устраивают волшебные вечерние пикники для всех ценителей цветущей сакуры. Устанавливают сцену, расставляют столы и подсвечивают растущие на территории деревья, подчеркивая их яркие розовые цвета на фоне тёмного неба.

Кстати, Кинугава Онсэн находится совсем рядом с древним городом Никко и входит в зону проездного Nikko Pass World Heritage Area, так что в лучшие времена рекомендуем.

Подробнее на Visitjapan.ru.

Путешествуйте по Франции... на диване

Национальный офис по туризму Франции Atout France в лице регионального директора Инессы Коротковой просит вас остаться дома, позаботиться о себе и своих близких. И приглашает в путешествие по Франции... на диване. Она уверена, что призыв, который раздается с Эйфелевой башни – Stay at Home, будет светить всем маячком, напоминать о ценности этого мира, дружбе и любви.

Музыка вообще и французская, в частности, способна дарить заряд бодрости и хорошего настроения. Здесь собран плейлист на целый день, с мелодиями, которые перенесут вас во Францию, заставят улыбаться и танцевать.

Чтобы посетить часть музеев, вовсе не обязательно ждать очередной поездки во Францию. Пять виртуальных выставок: музей у вас дома.

Проследуйте с нами по Дороге маяков, чтобы увидеть морских стражей региона. Самые красивые маяки Бретани.


Замки Луары – это не только Шамбор, Шомон и Шенонсо. «Маленькие замки» совсем не уступают своим более именитым собратьям и тоже заслуживают внимания. Замки Луары: неизведанные маршруты.

Пятьсот лет Ренессанса в Долине Луары – окунитесь в атмосферу королевского застолья. Удивительный дух этих мест невольно переносит в прошлое, заставляя задуматься, как люди жили в этих роскошных замках, что делали, что ели. Чтобы не гадать, приглашаем на пир в замок Вилландри.


На юге Бретани, на берегу небольшой реки Белон, семья Кадоре с 1880 года разводит знаменитых устриц. Как же драгоценные раковины попадают с берегов Бретани на праздничные столы всего мира? За устрицами!

Видеовдохновление от Шарджи

Комитет по развитию коммерции и туризма Шарджи выпустил вдохновляющее видео, в котором показал не только как эмират скучает без туристов, но и как важно сейчас оставаться дома, рядом со своими близкими.


«Вместе мы преодолеем все трудности и уже скоро снова увидимся в гостеприимной и тёплой Шардже», говорится в ролике.

Видео можно посмотреть здесь.