Гостиничное образование: болевых точек все больше
Для тех, кто поступает на гостиничное дело, приемная кампания 2020 года еще задолго до пандемии омрачилась другим событием: Московский государственный институт индустрии туризма им. Сенкевича объявил о сокращении, точнее об «обнулении» бесплатных мест по этой специальности – было 65, стало 0. Тем самым отраслевое образование в Москве потеряло более трети всех бюджетных мест.
Без перемен. Но пока отвлечемся на более давнюю проблему. Практика – точнее, ее минимум, который никого не устраивает, остается болевой точкой гостиничного образования. Призывы ориентироваться в этом плане на зарубежный опыт остались не услышанными. «Западные гостиничные школы посвящают две трети времени обучения стажировкам и работе в гостиницах. У нас практика в образовательном процессе не превалирует, а надо бы ей отдавать как минимум половину учебного времени: на теории в нашем деле далеко не уедешь», – так характеризует ситуацию Константин Горяинов, вице-президент по операционной деятельности компании Interstate Hotels&Resorts.
По стандартам на практику отведено три-четыре недели в году. Г-н Горяинов иронизирует: за это время студенты успевают разве что примерить форму – к гостям в период столь недолгой стажировки их даже не выпускают. Нарушить стандарты, самовольно изменить программу в пользу практических занятий вуз не может, за это предусмотрены штрафы, лишение лицензии.
Вузы решают этот вопрос по-разному. Например, студентам рекомендуют поработать в гостинице пару месяцев летом. Это уже достойная стажировка, причем с самых низов профессии, без чего невозможно полноценно работать в отеле.
Часть вузов предлагают и программы двойного диплома или сетевого обмена, когда студенты отправляются в зарубежные университеты, где практики много.
В большинстве же случаев проблему решает раннее трудоустройство. «Наши студенты с третьего курса начинают работать в гостиницах, в штатах управляющих компаний. Факультет специально подстраивает по это учебное расписание, – рассказывает Денис Давыдов, декан факультета гостинично-ресторанной туристической и спортивной индустрии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
В общем, так или иначе, вузы нашли обходные пути решения проблемы. Только вот непонятно, почему нет других путей, кроме как в обход.
Бюджет тает. Есть хорошая новость: специальность отельера популярна, за право ее получить абитуриенты выдерживают нешуточную борьбу. В РЭУ им. Г.В. Плеханова, чтобы поступить на бюджет, в 2019 году необходимо было как минимум набрать фантастические 94 балла за каждый ЕГЭ! Для выпускника с такими результатами открыты все без исключения вузы страны. Чтобы стать студентом бюджета по программе «Гостиничное дело» в РГУТиСе, нужно сдать ЕГЭ в среднем на 79,5 балла – это тоже превосходный результат.
Но если бюджетные места будут таять с такой же скоростью, как, например, в текущую приемную кампанию, таких «качественных» претендентов делать карьеру в отелях отрасли не видать.
Притязания у гостиниц немалые: почти обязательное требование при поступлении на работу – два иностранных языка. Будущие абитуриенты о нем знают и готовятся заранее. Ведущие вузы тоже на такое требование реагируют. «Уровень языковой подготовки абитуриентов в последнее время очень вырос. И наши студенты требуют преподавание иностранных языков на достойном уровне», – рассказывает Марина Кобяк, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Даже преподавание профессиональных дисциплин у нас проходит на иностранном языке», – отмечает Денис Давыдов.
«Первое, что нас интересует при приеме на работу, это знание языков. Второе – личные качества претендента, насколько человек готов к сфере обслуживания, сможет ли получать удовольствие от профессии. Если оба фактора присутствуют, можно с уверенностью говорить, что кандидат способен сделать карьеру в отеле», – считает Константин Горяинов.
Особые личные данные, отменное образование – итак, отрасль требует немало от претендентов на работу. А потому вопрос, что будет при сокращении бюджетных мест, выглядит совсем не праздным.
Что мы имеем на сегодня? В Москве бюджетные места есть в пяти вузах. В трех из них – от 5 до 15 мест, то есть минимум, но они все же есть. 12 вузов учат гостиничному делу только на платной основе. В той и другой категориях институтов – принципиально разный уровень студентов. Про высокие баллы на бюджет мы уже сказали. При этом в вузах, где сочетается бюджетная и платная формы обучения, за хорошего студента борются: и в РЭУ им. Г.В. Плеханова, и в РГУТиСе есть скидки для тех, кто совсем немного не добрал до бесплатного обучения. И даже для поступающих на коммерческое обучение средний балл довольной высок.
Совсем другая картина там, где готовят отельеров только на платной основе. В списках одного из таких вузов автор отметила студента, который за все три экзамена (это были внутренние испытания, а не ЕГЭ) набрал в общей сложности 100 баллов. Это даже не тройки – за ЕГЭ с такими результатами оставили бы без аттестата!
Пока бюджетные места полностью «зарезаны» только в одном вузе. Давайте представим себе, что в программах гостиничного образования они исчезли вовсе. Очевидно, что большинство абитуриентов, которые сдали ЕГЭ с высоким баллом, на коммерческих условиях учиться не будут – у них большой выбор бесплатных вариантов. А значит, они просто уйдут в другие специальности, подавив желание работать в гостинице.
Кроме того, выбор гостиничного дела отягчает еще одно обстоятельство: для поступления в разные вузы нужны разные дисциплины. В одних институтах требуют ЕГЭ по русскому языку, иностранному и обществознанию. В других отчего-то иностранный язык заменяют историей. По закону абитуриент имеет возможность подать заявление в пять вузов. А значит тем, кто хочет поступать на гостиничное дело, чтобы подстраховаться, придется в школе сдавать на высоченные баллы четыре очень сложных ЕГЭ, в том числе и английский, и историю. И этот фактор тоже во многом определяет выбор специальности не в пользу гостиничного дела.
И наконец, свой вклад внесла и пандемия. После всего, что сделал с отелями Covid-19, можно предположить, что у многих абитуриентов желания работать в гостеприимстве поубавилось.
«Это так, но пандемия навредит лишь в краткосрочной перспективе, то есть на период приемной кампании этого года. Затем спрос на гостиничное образование вновь вырастет», – полагает Константин Горяинов.
Элеонора Арефьева, специально для RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»