Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турция и Сочи – не конкуренты

08:07, 3 июля 2003

Операторам, думающим о выстраивании грамотной ценовой политики при продаже туров на отдых, опыт Турции может быть интересен не только в качестве сравнения, но и с практической стороны. При анализе ценовой составляющей турецкого продукта и сравнении его с отечественными аналогами сразу бросается в глаза стремление операторов по Турции минимизировать стоимость пакета путем сокращения количества включаемых в него услуг. Особенно явно это проявляется в среднем сегменте турпредложения, адресованном потребителю, ограниченному в средствах. Такой клиент обычно настроен на потребление продуктов и услуг непосредственно на курорте: расходы «на месте» составляют около 70% от всех затрат туриста на отдых в этой стране.

Формируя свое ценовое предложение, турки учли существующий на сегодняшний момент спрос на те или иные услуги, предлагаемые туристам, а также уровень расходов на оплату этих услуг. По данным Института статистики Турции, основные статьи расходов иностранных туристов в этой стране составляют проживание, питание и шопинг. На лечение и оздоровление приходится не более 1% туристских трат в этой стране, поэтому эти услуги в массовый пакет не включается. Только гостиничные комплексы высокого класса, имеющие возможность приобрести дорогое оборудование и привлечь состоятельную клиентуру, предлагают оздоровительные и косметические процедуры, которые также оплачиваются на месте, по мере потребления.

Большинство санаториев Сочи, как правило, продают проживание вместе с питанием и лечением, таким образом «утяжеляя» свой пакет примерно наполовину. Вместе с тем, как это уже давно было замечено, основная масса отдыхающих в летние месяцы предпочитает лежать на пляже. Лечебные цели поездки начинают превалировать в низкий сезон, когда основная курортная приманка – море - теряет свою привлекательность. В то же время, если не связывать в пакете лечение, питание и проживание, предоставив отдыхающим возможность доплачивать за эти услуги на месте, то низкий спрос на лечение и высокая конкуренция с предложением в области питания создадут значительные трудности по загрузке этих составляющих традиционного санаторного предложения.

Можно ли рассматривать Турцию в качестве основного сочинского конкурента? Вопрос о конкурентоспособности отечественного, а значит, сочинского турпродукта в сравнении с зарубежными предложениями поднимается каждый год, и Турция всегда присутствует в этом контексте. Пальма первенства априори отдается зарубежным курортам, поскольку, как показывают опросы общественного мнения, до 50% россиян, планируя летний отпуск, устремляют свои взоры за границу, а отечественные здравницы привлекают не более четверти опрошенных. Турция занимает одно из первых мест по выезду россиян за рубеж. По сообщениям Института статистики Турции в 2002 году эту страну посетили 830 тысяч граждан РФ, часть из которых вполне могла бы заполнить средства размещения сочинского курорта.

Вопрос о том, почему россияне выбирают Турцию, не требует долгих объяснений: этот турпродукт на сегодняшний день один из лучших по соотношению цена-качество и по разнообразию предложений. Например, только открывшийся в этом сезоне Kremlin Palas предлагает 874 номера, 12 предприятий питания почти на 2000 мест, 6 бассейнов, 3 бани-сауны, 6 массажных кабинетов, 8 кортов, поля для футбола, гольфа и т.д. Вообще, например, в Анталии, на долю верхнего сегмента (4-5*) приходится более 66% всей вместимости номерного фонда. В Сочи же не более 15% всех мест в средствах размещения можно было бы отнести к высшему разряду, и только одна гостиница, работающая на рынок, предлагает продукт, сравнимый с мировыми аналогами хорошего среднего уровня. И при этом турецкие цены ниже, чем стоимость услуг на нашем берегу.

Рассматривать Турцию как конкурента Сочи возможно только с рядом оговорок. Основное туристское предложение Турции сконцентрировано на средиземноморском побережье, более теплом и чистом по сравнению с черноморским. Вообще более холодное и грязное Черное море проигрывает Средиземному по привлекательности. Кроме того, высокий сезон в Турции в два раза длиннее, чем в Сочи, где за короткий срок предприятия курортной сферы стремятся выжать из туристов максимум возможного. Это дает турецкой стороне возможность плавно регулировать цены. Далее следует отметить, что турпродукт Турции ориентирован не на внутреннего потребителя, часто ограниченного в средствах, а на представителей среднего класса европейских стран, имеющих более высокие доходы. Это дает возможность развивать проекты, подобные Kremlin Palas, и в целом оказывает позитивное влияние на общее состояние туристской инфраструктуры и качество обслуживания. Сочинский же международный аэропорт «строится» уже почти 10 лет, а все проекты реконструкции базы размещения сталкиваются с высокими рисками возврата средств из-за низкой покупательской способности на внутреннем рынке.

Таким образом, не являясь прямыми конкурентами, которых характеризует сравнимый состав продукта, география и цена, Сочи и курорты Турции соперничают лишь в очень узком сегменте, представленном тонкой прослойкой все еще зарождающегося в России среднего класса.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно