Интурмаркет с 1 октября

Еще раз о тайном законопроекте

В то время, когда туриндустрия переживает тяжелейший кризис из-за пандемии, в Госдуме подготовлен ко второму чтению тайный законопроект, направленный против турбизнеса и против туристов. И если этот процесс не остановить, закон может вступить в силу меньше чем через 5 месяцев, с 1 января 2021 года.

Речь идет о поправках в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые предполагают введение информационной системы электронных путевок и ее обязательное использование турбизнесом. В первом чтении законопроект был принят 12 мая 2020 г. Второе чтение запланировано на 8 июля.

Почему законопроект тайный. В соответствии с постановлением Госдумы № 8182-7, поправки ко второму чтению комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи должен был представить до 10 июня 2020 г. Однако законопроект до сих пор не обнародован, не предложен для обсуждения экспертному и туристическому сообществу и даже не направлен в Ростуризм. Документ не размещен на специальном портале Госдумы «Система обеспечения законодательной деятельности», последний раз информация по законопроекту обновлялась там как раз 12 мая, когда он был принят в первом чтении.

Между тем, поправки подготовлены и кардинально меняют содержание документа, принятого 12 мая. Настолько, что законопроект надо, как минимум, перевносить и заново рассматривать в первом чтении. Но сегодня уже 3 июля, а на 8 июля, повторим, назначено второе чтение. Это вопиющее нарушение принципов открытости и гласности, закрепленных в статье 113 Регламента Госдумы РФ, утвержденного постановлением от 22.01.1998. № 2134-II ГД.

Почему законопроект против турбизнеса. Введение электронной путевки предусматривает запрет на реализацию туров без размещения сведений о каждом из них в соответствующей информационной системе. За нарушение – административная ответственность. Сведения надо подавать подробные: кто и с кем едет, куда, на чем, где будет проживать, какие услуги входят в турпакет и пр. За пользование этой системой туроператоры должны платить. Об этом шла речь в законопроекте, принятом в первом чтении.

Документ, подготовленный ко второму чтению, это совершенно новая законодательная инициатива, никакого намека на нее в первом чтении не было. Появляется механизм, буквально ломающий действующую систему финансового обеспечения ответственности туроператоров и, к тому же, предполагающий непомерные и постоянные поборы с турбизнеса.

Закон дополняется главой с потрясающим названием – не придерешься: «Финансовое обеспечения развития туризма, туристских ресурсов и туристской индустрии Российской Федерации». Как же представляют себе достижение этих целей законодатели?

В законопроекте появляются понятия туристского взноса и гарантийного фонда. С каждого проданного тура туроператор может – если захочет – перечислять в гарантийный фонд определенную сумму, какую – пока не известно. Деньги будут аккумулироваться в специально созданной некоммерческой организации. И заметьте: если в течение календарного года туроператор всего более 2 раз сделает ошибку при внесении сведений в систему или нарушит срок перечисления туристских взносов в гарантийный фонд, его будут исключать из единого федерального реестра, то есть лишать права работы.

На первый взгляд, у туроператора есть выбор. Он может сохранить членство в ассоциации «Турпомощь» и продолжить платить взносы в резервный фонд и в фонд персональной ответственности. Или начать платить в новый гарантийный фонд и выйти из «Турпомощи». Но в этом случае свои деньги, накопленные в фонде персональной ответственности, он получит только через год. А средства, которые он более четырех лет платил в резервный фонд на случай помощи туристам в экстренных ситуациях, к клиентам этого туроператора уже не будут иметь никакого отношения.

Но самое главное, что, независимо от своего выбора, туроператор все равно будет обязан платить за пользование информационной системой электронных путевок, ее обслуживание и программное обеспечение. Сумма, скорее всего, будет исчисляться в общей сложности миллиардами рублей.

Плюс к этому туроператору придется нанимать дополнительных сотрудников, которые будут вносить сведения в информационную систему, поскольку у многих компаний объем реализации туров огромный, особенно в высокий сезон.

Дополнительные поборы повысят стоимость туров, потому что рентабельность туристического бизнеса крайне низкая. Кстати, о том, что введение платы за пользование системой электронных путевок может повлечь за собой удорожание турпродукта, говорится в отзыве правительства РФ на законопроект, который был подготовлен к первому чтению. А ведь тогда речь не шла ни о гарантийном фонде, ни о туристских взносах.

Таким образом еще больше понижается конкурентоспособность российских туроператоров по сравнению с многочисленными туристическими компаниями, которые работают незаконно, экономя на фингарантиях и взносах в фонды «Турпомощи», а также с иностранными онлайн-агрегаторами и сервисами, в частности, по бронированию гостиниц.

 Да, а причем же здесь вышеупомянутое финансовое обеспечения развития туризма, туристских ресурсов и туристской индустрии? А вот причем. Средства гарантийного фонда после достижения гарантированного лимита могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов по решению Правительства РФ», говорится в законопроекте. То есть государственную задачу развития туриндустрии инициаторы поправок возлагают на турбизнес. Фактически это пошлина на поездки за рубеж в пользу развития внутреннего туризма.

Почему законопроект против туристов. Очевидно, что и плата за пользование электронной путевкой, и туристские взносы в гарантийный фонд фактически лягут на плечи туристов.

Кроме того, новая законодательная инициатива сомнительна с точки зрения защиты прав потребителей, поскольку резко снижает порог доступа на рынок туроператорских услуг. Получается, любая компания, которая решит отчислять средства в новый гарантийный фонд, сразу будет считаться туроператором – без страхования ответственности или банковской гарантии, без фонда персональной ответственности.

Возникают очевидные предпосылки для увеличения случаев мошенничества на туристическом рынке и неоправданно рискованного ведения бизнеса.

Что предлагают предпринимательские объединения в туризме. С учетом указанных замечаний, в том числе, полного изменения концепции законодательной инициативы ко второму чтению, Российский союз туриндустрии, ассоциация «Турпомощь», комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, комиссия РСПП по туристской индустрии рекомендуют отклонить законопроект или как минимум отложить его рассмотрение до осени.

На базе Ростуризма создать межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по реформированию системы фингарантий и цифровизации с участием Минэка, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств, а также предпринимательских объединений.

К рассмотрению нового законопроекта целесообразно вернуться после выхода индустрии туризма из тяжелейшего кризиса, вызванного пандемией коронавируса, а его вступление в силу как инструмента государственного регулирования, увеличивающего финансово-административную нагрузку на бизнес, необходимо отсрочить на период не ранее 2023 года.