Travelport с 25 октября

Байкал «перетянет» на себя часть черноморских инвесторов

Перспективы развития индустрии туризма на Байкале во многом зависят от того, насколько значительными собст­венными ресурсами будут располагать туристские предприятия, и будут ли созданы государством необходимые условия для их реинвестирования в развитие материально-технической базы туризма.

Золотой дождь инвестиций на Байкал ожидается после того, как будет одобрен проект превращения Байкала в особую экономическую зону.

Этот законопроект, который способен преобразить жизнь байкальского региона, предлагает установить особенный административный режим для инвестиций на территории с богатым туристским потенциалом. В частности, предлагаются льготные ставки социального налога в 14%, освобождение на первые пять лет от уплаты налога на имущество и земельного налога, и некоторые другие послабления в налогообложении. Разработчики законопроекта считают, что его принятие поможет развитию тех регионов, которые не обладают достаточным промышленным потенциалом, но имеют ресурсы для развития туризма.

Однако помимо чисто нормативной части нового проекта предполагается масштабное финансовое вливание государственных средств в развитие туристической инфраструктуры. Еще на стадии обсуждения идеи туристско-рекреационных зон федеральная власть четко дала понять, кто является лидером "гонки" за особым туристическим статусом. И хотя с Байкальским регионом конкурируют более развитые Подмосковье, Алтай и другие регионы, министр экономического развития России Герман Греф неоднократно заявлял, что в первую очередь будут рассмотрены проекты, связанные с Байкалом. Столь внимательное отношение к Байкалу привело к тому, что без всяких программ развития, так сказать, авансом Бурятия в этом году уже получила более 1 млрд. рублей на реконструкцию важной для развития туристской инфраструктуры дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан, а также строительство моста через реку Селенга недалеко от села Никольское Кабанского района. Государство в лице федерального бюджета возьмет на себя решение проблемы транспортной недоступности Байкала. Согласно расчетам специалистов, для приведения дорожного хозяйства Бурятии и Иркутской области в соответствие с возрастающими требованиями необходимо порядка 6—10 млрд. рублей. Эти деньги нужны на развитие дорожной сети, ремонт и расширение существующих дорог. В частности планируется грандиозный ремонт трассы Улан-Удэ - Иркутск, без которой о развитии туризма на Байкале говорить не приходится.

Помимо 6 млрд. государственных средств предполагается привлечь также 10-20 млрд. рублей частных инвестиций. Бизнесу на основе развитой инфраструктуры будет предлагаться участие в строительстве отелей, обустройстве пляжей, горнолыжных трасс и т.д. Государство обеспечит их налоговыми льготами и стратегической поддержкой. Инвесторами могут выступить как иностранные, так и отечественные компании. Причем, скорее всего, основную ударную силу составит все-таки отечественный капитал. Интерес крупного, в том числе нефтяного бизнеса, к туристическим проектам с каждым годом растет все заметнее. Черное море за последние пять лет буквально обросло гостиницами, пансионатами, а в приморских горах – еще и горнолыжными курортами. Сейчас там катастрофически не хватает земли. Спрос инвесторов не ослабевает, из-за чего цены на земельные участки и недвижимость здесь порой обгоняют московские. В то же время земли вокруг Байкала существенно недооценены, обладают хорошим туристическим потенциалом, и при государственной поддержке бизнес получит хорошую альтернативу перегретому в деловом отношении черноморскому побережью. (Константин Татаринов, Green Express, специально для RATA-news)

  • Еще материалы этой рубрики