Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Банкротство «Континента» может подложить туроператорам скрытую «бомбу»

Руководство Краснодарского края опасается, что из-за банкротства авиакомпании «Континент» может уменьшиться турпоток на южные курорты России. О письме с соответствующим обращением рассказала вчера заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина на совещании с туроператорами по внутреннему туризму. Представителей турфирм специально пригласили в министерство, чтобы выяснить, не возникает ли у них проблем в связи с ситуацией на рынке авиаперевозок.

Напомним, «Континент», в основном, выполнял рейсы из северных, уральских и сибирских регионов на курорты Краснодарского края. Пока выявлена только одна турфирма, у которой были блоки мест - по 30 кресел 4 раза в неделю. Речь идет о петербургском туроператоре «Экспо-тур». Сейчас компания вынуждена аннулировать заявки туристов с перелетом «Континентом» и либо искать другие варианты перевозки, либо возвращать клиентам деньги.

Есть туроператоры, которые покупали у «Континента» билеты для своих туристов. По словам генерального директора компании «Алеан» Ильи Уманского, компания планировала в ближайшее время отправить бортами этого перевозчика порядка 100 человек. Примерно 20 из них пришлось экстренно пересаживать на другие рейсы, причем за более дорогой перелет доплачивал туроператор. Часть билетов успели сдать, как только появилась информация о проблемах перевозчика, и вернуть деньги туристам.

Около 60 туристов компании «Дельфин» с авиабилетами на рейсы «Континента» уже находятся на курортах.  По словам генерального директора компании Сергея Ромашкина, клиентов уведомляют о том, что с этими билетами они в свои города вернуться не смогут, и помогают с поиском других вариантов перелета.

Большинство же присутствовавших на совещании компаний не имели прямых отношений с «Континентом», так что проблема возможной «недозагрузки» Краснодарского края – не туроператорская. А вот у самих турфирм головная боль из-за банкротства авиакомпании возникнуть может.

В принципе, дефицита авиаперевозки на южном направлении сейчас нет. Но есть проблемы с ее стоимостью. Например, билет «Аэрофлота» Мурманск – Сочи и обратно в эконом-классе сейчас стоит около 18 тыс. рублей, да еще  с промежуточной посадкой в Петербурге. Челябинск – Сочи в оба конца – около 32 тыс. На «Сибири» из Новосибирска в Сочи и обратно – около 30 тыс., из Екатеринбурга – более 25 тыс., и это с промежуточной посадкой в Москве. «Континент» же летал по тарифам, близким к низкобюджетным.

Практически все игроки рынка внутреннего туризма через агентства продают свой продукт жителям Урала, Сибири и других регионов. Чаще всего клиенты покупают только размещение, и обычно туроператоров не касается, каким способом они добираются до места отдыха. Однако уже есть случаи, когда еще не уехавшие туристы, потеряв оплаченные авиабилеты, обращаются в турфирмы с вопросом, можно ли аннулировать «наземку» и вернуть деньги, поскольку не имеют возможности покупать значительно более дорогой перелет. И вполне возможно, что это только начало – с учетом глубины продажи авиабилетов «Континента» до 15 сентября текущего года.

Возвращать туристам деньги или нет – зависит от договора. Однако все понимают: суд в такой ситуации наверняка будет на стороне потребителей, тем более что у пассажиров есть проблемы с возвратом денег за авиабилеты. А удастся ли туроператорам без штрафов получить обратно свои деньги от южных объектов размещения – большой вопрос, особенно если речь идет о жестких блоках. Хорошо, если удастся договориться о взаимозачетах, но игроки рынка знают, что и этого удается добиться далеко не всегда.

В результате обсуждения Надежда Назина приняла решение обратиться от имени Минспорттуризма к руководству туристической отрасли Краснодарского края за содействием - чтобы объекты размещения минимизировали, а лучше вообще не взимали штрафы с туроператоров, которые будут вынужденно аннулировать оплаченные места в гостиницах и пансионатах. Кроме того, министерство предложит краевой власти обсудить с авиакомпаниями необходимость и возможность организации дополнительных рейсов в южные аэропорты, в частности, из тех городов России, откуда «Континент» выполнял больше всего рейсов.


Ирина Тюрина, RATA-news