Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Трансаэро» и «Аэрофлот» в ожидании судьбоносной сделки

06:02, 3 сентября 2015

Сегодня в «Аэрофлоте» должно пройти совещание, на котором, как ожидается, будет одобрена сделка с «Трансаэро». Когда по аналогичному поводу соберется совет директоров «Трансаэро», пока не сообщалось. Напомним, решение о сделке было принято 1 сентября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова: покупка 75% плюс 1 акции авиакомпании «Трансаэро» обойдется группе «Аэрофлот» всего в 1 рубль. Правда, вместе с контрольным пакетом к новому владельцу перейдет и задолженность авиакомпании, равная почти $3 млрд.

Вчера турбизнес и пресса активно обсуждали новость. И если «Аэрофлот» хранил молчание, то руководство «Трансаэро» постаралось разъяснить свою позицию по некоторым моментам. В частности, глава перевозчика Александр Плешаков подчеркнул, что его авиакомпания не была инициатором сделки. Руководство «Трансаэро» предлагало организовать банковский синдикат, который должен был либо помочь реструктурировать просроченную задолженность, либо провести докапитализацию авиакомпании. Тем не менее, контролирующие акционеры «Трансаэро» согласились продать свои акции «Аэрофлоту». Решение было принято для соблюдения интересов пассажиров, сотрудников и партнеров авиакомпании.

По состоянию на 2 июля 2015 года более 36% акций «Трансаэро» принадлежали супругам Плешаковым. Еще 13% находились под контролем компании «Трансаэро-Финансы». При этом, по словам г-на Плешакова, на встрече не было речи о покупке авиакомпании за 1 рубль – вопрос конкретной оценки и стоимости бизнеса «Трансаэро», в том числе и в контексте консолидации, на совещании 1 сентября вообще не рассматривался. Более того, как отметил глава перевозчика, председатель правительственного совещания дал высокую оценку вкладу авиакомпании в развитие гражданской авиации России и высказал пожелание о возможном сохранении бренда «Трансаэро», пользующегося популярностью у пассажиров.

ФАС также поспешила вчера развеять опасения рынка, связанные с возможным монопольным положением, которое «Аэрофлот» получает в результате поглощения «Трансаэро». Ведомство, по словам его руководителя Игоря Артемьева, сделку одобрит, но вынесет ряд предписаний как структурного характера, так и по отказу от ряда направлений. Вообще, по словам г-на Артемьева, в подобных ситуациях он лично предпочитает механизм банкротства. «Но ситуация с «Трансаэро», к сожалению, зашла далеко. И тех двух-трех лет на процедуру банкротства, которые предусматривает закон о несостоятельности, у нас просто нет», – пояснил Игорь Артемьев.

Скорее всего, ФАС предпишет «Аэрофлоту» продать часть своих маршрутов, где авиакомпания приобретает монопольное положение в результате слияния с «Трансаэро». В частности, это большинство европейских направлений, на которых летали оба перевозчика. В свое время «Трансаэро» стоило немало сил и времени отвоевать у «Аэрофлота» прибыльные направления – из Москвы в Милан, Лондон и Париж. Зато когда она добилась статуса назначенного перевозчика в главные европейские столицы, билеты подешевели вдвое. Не хочется думать, что сейчас нас ждет обратный процесс. А чтобы санация перевозчика-банкрота велась не за счет потребителей, ФАС обещает усилить контроль за ценами. При этом процесс структуризации и урегулирования, как ожидается, займет несколько лет.

Одновременно в самой «Трансаэро» произошли кадровые изменения. Ольга Плешакова, возглавлявшая компанию почти четверть века, сложила с себя полномочия гендиректора и председателя правления. Решением Совета директоров от 2 сентября 2015 года гендиректором, председателем правления «Трансаэро» утвержден Дмитрий Ерзакович. Как выяснилось, совладелец авиакомпании Александр Плешаков еще 31 августа сложил с себя полномочия председателя совета директоров. При этом г-н Плешаков останется членом совета директоров и главным исполнительным директором компании, а Ольга Плешакова возглавит совет директоров. По словам экспертов, эти кадровые перестановки можно рассматривать как согласие ключевых акционеров на продажу авиакомпании.

Вчера же «Трансаэро» распространила информацию о том, что государство поддержит ее в усилиях по погашению долгов перед аэропортами и топливными компаниями – для предотвращения возможных сбоев и задержек рейсов. Шла также речь о выполнении зарплатных обязательств. Заверения правительства о том, что все обязательства «Трансаэро» перед клиентами и партнерами будут выполнены, а также то, что авиакомпанию на период интеграции в группу «Аэрофлот» возглавит опытный производственник, заместитель Ольги Плешаковой по операционной деятельности, успокоили рынок. Александр Туголуков, управляющий директор компании «Библио Глобус», которая обеспечивает до 40% всего объема «Трансаэро», полагает, что смена собственников перевозчика не должна повлиять на зимние полетные программы. По его словам, программы на зимний сезон уже сверстаны. Например, на Египет объемы перевозок зимой останутся примерно на уровне прошлого года, а на дальнемагистральных направлениях будут снижены. Не ждет каких-либо кардинальных изменений уже заявленных зимних полетных программ «Трансаэро» и гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев.

Информации для конкретных выводов по-прежнему недостаточно. Этим, видимо, и объясняется обилие противоречивых мнений о готовящейся сделке и ее влиянии на рынок. Кто-то говорит о сохранении бренда «Трансаэро», кто-то – что после санации авиакомпания полностью растворится внутри «Аэрофлота». Дело в том, что по структуре маршрутной сети и по воздушному парку «Трансаэро» очень близка к «Аэрофлоту»: смешанный флот узко- и широкофюзеляжных суда, регулярные внутренние и международные перевозки, в том числе дальнемагистральные. А сохранение внутри группы крупной компании-близнеца влечет неоправданные накладные расходы. Так что маршрутная сеть будет объединена, парк оптимизирован, а бренд «Трансаэро», нематериальный актив, оцененный авиакомпанией примерно в 60 млрд. рублей, скорее всего, исчезнет.

Другие эксперты отмечают разность бизнес-моделей авиакомпаний, но делают тот же вывод: «Аэрофлот» не сможет включить «Трансаэро» в свою структуру и скорее просто мягко приведет убыточную компанию к завершению операционной деятельности. А в случае закрытия «Трансаэро» перед «Аэрофлотом» открываются новые перспективы в виде опустевшего рынка перевозок за рубеж.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно