Чешский сезон – без всплесков и падений
С января по июнь 2019 года число российских туристов в Чехии уменьшилось в пределах статистической погрешности – примерно на 1%. По словам директора CzechTourism по России и Средней Азии в Екатеринбурге Романа Прохазки, год назад за тот же период в стране побывало 282 тыс. россиян, в этом – 278 тыс.
Судя по всему, отсутствие роста объясняется слабым зимним сезоном: с января по март Чехию посетило почти на 9% меньше наших туристов, чем за тот же период год назад – всего 131 тыс. человек. Во втором квартале показатель подрос до 146 тысяч.
Интересно, что, хотя китайцы уже обогнали россиян по числу поездок в Чехию, наша страна остается лидером по количеству заявок на визы в первом полугодии – 104 тыс. На втором и третьем местах по этому показателю – консульство Чехии в Пекине (38 тыс.) и генконсульство в Шанхае (20 тыс.).
Туроператоры согласны, что на чешском направлении серьезных изменений спроса нет. «С начала года всё примерно на том же уровне, что и раньше. Рассчитываем на осенние продажи. Пока тихо, но это традиционный спад, который наступает за две недели до 1 сентября и длится еще недели две после», – сказала RATA-news руководитель профильного направления компании «Ванд» Елена Чекулаева.
Правда, хотя количественных сдвигов почти нет, структура спроса на Чехию, по словам эксперта, претерпела заметные изменения. «В нашей компании стали меньше спрашивать лечение. Причина, думаю, не в деньгах, а в сокращении перевозки в Карловы Вары. Сейчас туда летает только «Победа», а раньше был еще и «Аэрофлот». Принимающие компании тоже говорят, что на улицах этого курорта русских почти уже не слышно», – сказала г-жа Чекулаева.
Зато «Ванд» отмечает приток экскурсионных туристов: люди попробовали заказывать экскурсии на улице, но, видимо, не получив должного качества, начали возвращаться за полноценными программами, за хорошими гидами.
Генеральный директор компании «Де Визу» Алексей Лебедь, напротив, считает лечебный сегмент по Чехии наиболее устойчивым. «Мы всегда уделяли ему большое внимание, считаем туры на курорты Чехии своей сильной стороной. И лечебный туризм нас не подвел – рост составил не менее 5%», – пояснил собеседник.
«Спрос на Чехию ровный, без всплесков и падений. Но высоким его назвать трудно», – сказал генеральный директор компании «ДВМ Тур» Владислав Салатов. Главная причина – финансовое состояние россиян. Хотя, по его словам, из-за избытка перевозки в Прагу цены на направлении более чем щадящие – туры стартуют от 290 евро.
В «ДВМ-Тур» ждут начала продаж на осень и зиму. По словам г-на Салатова, появились первые запросы на Новый год. «Думаю, проблем с перевозкой не будет», – полагает он. Алексей Лебедь также уверен, что российские и чешские авиационные власти договорятся: «Обе стороны заинтересованы в восстановлении отношений. Очевидно, что случившийся в июле конфликт имел чисто технический характер, никакой почвы для дальнейшей конфронтации нет».
Напомним, чешские авиационные власти с июля этого года отменили разрешения на выполнение полетов в страну для большей части российских авиакомпаний. Причиной стало недовольство чешской стороны условиями транссибирских маршрутов для национального перевозчика. Якобы российский Минтранс не согласовал полеты Czech Airlines по маршруту Москва – Сеул, и чехи ввели ответные меры.
Конфликт до сих пор не регулирован. До конца лета между РФ и Чехией действовала временная договоренность о сохранении количества рейсов национальных перевозчиков в воздушном пространстве обеих стран. Все это время стороны вели диалог. Предыдущий раунд консультаций прошел в июле в Москве, следующий назначен на 13 сентября в Праге. Оба ведомства подтвердили эту дату. Постоянно действующее соглашение о пассажирских авиаперевозках между нашими странами, как ожидается, может быть подписано до конца сентября.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»