Тревелпорт

Египет: весь груз финансовой и юридической ответственности взвален на плечи туроператоров

По данным на поздний вечер 30 января, не более 3% российских туристов, отдыхающих на курортах Египта, выразили желание покинуть страну до окончания тура. Это выяснилось в результате опроса, проведенного сотрудниками принимающих компаний по просьбе авиакомпании «Трансаэро». Интересно, что по собственной инициативе никто из туристов не заявлял о готовности прервать отдых.

 

МИД уполномочен заявить. С прошедшей пятницы события, связанные с политической обстановкой в Египте, для туристического рынка России развивались стремительно. 28 января около 23.00 МИД порекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Египет с туристическими целями. До этого момента, напомним, действовала рекомендация не посещать Каир и другие административные центры, где проходят антиправительственные выступления. Это заявление МИД существенно изменило не только взаимоотношения между туроператорами и их клиентами, но и отношение самих туристов к поездкам в Египет. В течение всей прошедшей недели отказы от туров были единичными, причем люди безропотно воспринимали информацию о штрафах, которые доходили до 80% стоимости путевки. В субботу количество аннуляций стало стремительно возрастать, а в прессе появились комментарии Минспорттуризма и Ростуризма, из которых прямо следовало, что туроператоры должны возвращать «отказникам» полную стоимость туров.

 

Ростуризм рекомендует. Государственные органы управления туризма в этой сложной ситуации заняли весьма активную позицию. Ростуризм отправил в Хургаду и Шарм-эль-Шейх «гонцов», чтобы выясняли обстановку на месте. И в субботу, и в воскресенье проходили совещания межведомственного оперативного штаба. Представители Минспорттуризма, Ростуризма, МИД, авиакомпании и туроператоры пытались решить, что же делать с египетским направлением. Отправлять – не отправлять? Вывозить – не вывозить? С одной стороны, на курортах спокойно, что, в том числе, подтвердили и «гонцы» Ростуризма. С другой – никто не знает, как будут разворачиваться события. Запретить поездки в Египет не может ни МИД, ни Минспорттуризма, ни Ростуризм. Зато может Роспотребнадзор, отвечающий за «благополучие человека», но это ведомство в выходные дни молчало.

В результате все-таки решили, что экстренной эвакуации не будет. В субботу на сайте Ростуризма появился приказ, в котором туроператорам и турагентам рекомендуется «с 29 января 2011 года приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки)». Подчеркнем – рекомендуется. По регламенту Ростуризма, это максимальные полномочия ведомства в сложившейся ситуации.

 

Скелет в кустах. А чтобы туроператоры понимали, чем им грозит несоблюдение «субботних» рекомендаций, Минспорттуризма и Ростуризм, в воскресенье, 30 января, обнародовали совместное заявление. В котором, помимо всего прочего, говорится буквально следующее: «В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан приостановить, отозвать, либо снять услугу с производства, если такая услуга причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. Таким образом, оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях действия угрозы безопасности, по мнению Минспорттуризма России и Ростуризма, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности».

Вывод для нашей туристической действительности самый что ни на есть банальный: во всем виноваты туроператоры. Причем виноваты они будут даже в том случае, если «под политическую раздачу» в Египте попадет турист, который купил тур, например, месяц назад и улетел, несмотря ни на какие предупреждения. Остановить его никто не может – путевка оплачена, билеты на руках, аэропорты на курортах работают в штатном режиме, самолеты летают.

 

Кстати о самолетах. Ростуризм, напомним, рекомендует туроператорам воздержаться от продажи туров в Египет. А как насчет авиарейсов? Когда на заседании в межведомственном оперативном штабе обсуждался этот вопрос, представитель Росавиации, как рассказывают очевидцы, заявил, что ведомство не может заставить перевозчиков остановить полеты в Египет. И в тот же день представитель Росавиации Сергей Извольский в эфире «Эхо Москвы» рассказал, что все рейсы из России в Египет и обратно выполняются без каких-либо задержек, отмен и сбоев. В частности, в субботу были осуществлены вылеты из 11 российских городов, в основном, в Шарм и Хургаду.

Таким образом, решение, как вы догадываетесь – за туроператорами. Если туристы не полетят, заказчики чартерных рейсов будут постепенно сокращать программы. И в большинстве случаев, к сожалению, по своей инициативе, а не по взаимной договоренности с авиакомпаниями. С соответствующими финансовыми издержками. И при этом еще им придется возвращать туристам стоимость несостоявшихся туров.

 

А что туристы? Судя, по общению с людьми, которые находятся на египетских курортах, оттуда обстановка видится гораздо более спокойней, чем из России. Но даже на том фоне, который создан средствами массовой информации, в прошедшие выходные туристы в Египет улетали. Конечно, значительно меньше, чем планировалось, рейсы были загружены процентов на 50-70, но все-таки летели. Хотя некоторые принимали решение отказаться от поездки уже в аэропорту. Повод был беспрецедентный: в «Шереметьево» по громкой связи передавали рекомендации МИД воздержаться от поездок в Египет. Вполне вероятно, что сегодня этот опыт позаимствуют и другие московские аэропорты.

Интересно, что желающих покинуть египетские курорты раньше времени до вчерашнего дня не было. Наоборот, судя по обращениям в пресс-службу Российского союза туриндустрии, многих туристов волновало, не будут ли их «насильственно» вывозить из Египта. Они напоминали про Тунис, откуда россияне уезжать не хотели. Да и те, кто сообщили, что готовы прервать отдых, появились только в результате опроса, проведенного сотрудниками принимающих компаний.

Вчера авиакомпания «Трансаэро» попросила своих партнеров по Египту – «Тез Тур», «Корал Трэвел», «Интурист» и «Натали Турс» - выявить желающих покинуть курорты до окончания туров, чтобы скорректировать количество своих рейсов. Опрос показал, что таких туристов немного. Например, у «Натали» из 1,5 тыс. человек сказали, что уедут, лишь 45. Сотрудники «Корала» из 6 тыс. человек к 23.00 вчерашнего дня опросили 3200, из которых 70 выразили желание уехать, но с оговоркой: только давайте не завтра.

Конечно, турпоток на Египет в любом случае рухнет. Тем более что некоторые туроператоры в прошедшие выходные туры туда уже не продавали. Поэтому, если ситуация не изменится, довольно скоро вопрос с возвращением стоимости туров отпадет сам собой. Но сейчас и для турфирм, и для туристов это тема номер один.

 

О важности формулировок. Итак, Минспорттуризма и Ростуризм в своем совместном заявлении напоминают турбизнесу, «что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) (статьи 10, 14 Закона о туристской деятельности, статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в судебном порядке.
При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

Заметим, что в статье 14 отраслевого закона, где говорится о вправе туриста и туроператора требовать расторжения договора, нет формулировки «в том числе в судебном порядке», как упоминается в заявлении. А есть просто – «в судебном порядке». Цитируем: «В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».

Замечание очень важное, поскольку в сложившейся ситуации это позволит туроператорам на законном основании отсрочить возмещение стоимости туров. Вряд ли кто-то из участников рынка сможет безболезненно выплатить всем отказникам одновременно.

 

Наследие цунами. «Сейчас главная проблема заключается в получении туроператорами средств, переведенных гостиницам и перевозчикам. Что касается гостиниц, то большей части опрошенных компаний удалось договориться о полной или частичной компенсации неоказанных услуг отложенными же услугами, и лишь немногим – о хотя бы частичном возврате денежных средств. Но пока ни одной фирме, по имеющимся данным, не удалось договориться о полной компенсации непредоставленных отелями услуг в денежной форме.

Не менее сложная ситуация с авиакомпаниями. Трети операторов удалось договориться с перевозчиками о возмещении неоказанных услуг, еще трети – не удалось. Остальным удалось, но не в полном объеме. При этом немногие получат за несостоявшиеся рейсы именно деньги: большинство авиакомпаний склоняются к взаимозачетам при дальнейшем сотрудничестве либо к частичному возврату средств. Поэтому если органы государственной власти действительно заинтересованы в решении проблем потребителей, то сейчас как никогда необходимо их содействие в этом вопросе».

Два предыдущих абзаца – цитата из публикации RATA-news от 21 января 2005 года. Напомним, что именно цунами в Юго-Восточной Азии стало поводом для появления в законе «Об основах туристской деятельности» требования о 100-процентном возврате туристам стоимости туров в случае возникновения угрозы безопасности их жизни и здоровья. Тогда, шесть лет назад, вопрос финансовых разбирательств с гостиницами и авиакомпаниями, которым переводятся деньги туристов, был взвален на плечи туроператоров без какой-либо государственной поддержки. Сегодня история повторяется.

Понятно, что российские туристические власти не могут напрямую повлиять на египетские отели, которые вряд ли бросятся возвращать деньги туроператорам. Но почему нельзя поставить вопрос участия перевозчиков в «операции возмещения» перед авиационными властями России? Почему весь груз ответственности – и финансовой, и юридической – должны нести туроператоры? Почему органы власти заявляют о необходимости возврата средств, упоминая при этом только туроператоров - без каких-либо оговорок?

Никто из туроператоров не замедлил подтвердить, что у туристов, вынужденных отменить или прервать отдых в Тунисе, не будет никаких проблем с возмещением стоимости туров. Не те суммы, о которых стоило судиться-рядиться. Но Египет – не Тунис. Речь идет не о двух-трех сотнях туристов, а о десятках тысяч. И совсем о других деньгах.

 

Позиция РСТ. Российский союз туриндустрии рекомендует туристам, которые решили отказаться от поездки в Египет, сохранить право на получение туруслуг по заключенному с турфирмой договору. Иными словами - не расторгать договор, а поискать компромисс: либо изменить срок поездки, либо направление. РСТ просит туристов учитывать, что Египет - самое массовое зимнее направление на российском рынке, туров туда продано очень много, вернуть их стоимость единомоментно просто невозможно, поскольку деньги туроператоры перевели своим египетским партнерам и авиакомпаниям.

РСТ просит туристов с пониманием отнестись к тому, что в случае, если клиент настаивает на немедленном возвращении средств, туроператоры будут действовать согласно статье 14 закона «Об основах туристской деятельности», в которой оговорено право обеих сторон расторгнуть договор о реализации турпродукта через суд. Поэтому лучше найти решение в досудебном порядке. Ведь туроператоры, как и туристы, в том, что сегодня происходит в Египте, не виноваты.

Ирина Тюрина, RATA-news