Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В России более 40% туров уходят ниже себестоимости

Эксперты туриндустрии пытаются разобраться в причинах, приведших к краху одного из старейших в России туроператоров – «Ланта-тур вояж», два десятка лет вполне успешно существовавшего на рынке. На вчерашней пресс-конференции Российского союза туриндустрии (РСТ) было высказано мнение, что новых банкротств турфирмам не избежать. В ситуации, когда на туристическом рынке бал правит демпинг, крах очередного игрока – лишь вопрос времени.

«Конечно, главными виновниками происходящего остаются владельцы «Ланта-тур вояж». Но туроператор не был замечен в инициативном демпинге, он вынужден была идти на поводу у рынка, снижать цены, чтобы не потерять клиентов. В результате компании не хватило оборотных средств, – считает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. – У «Аэрофлота» кончилось терпение, перевозчик перестал выписывать билеты в долг. А «Мастер-банк» отказал в выдаче очередного кредита, на что, видимо, у него тоже были основания».

Любопытно, что советник председателя правления «Мастер-банка» Егор Альтман в ответ на запрос РИА «Новости» заявил, что «Ланта-тур» – лишь один из десятка тысяч клиентов банка. «Кроме того, у такой крупной компании не может быть одного единственного кредитного института», – заметил он.

По мнению экспертов, в финансовой зависимости от банков сегодня находится существенная доля туристического рынка. По оценкам туроператоров, порядка 40-45% туров продаются ниже себестоимости. С прибылью реализуется не более 15% путевок. Особенно велик показатель «ниже себестоимости» на дальних направлениях. Например, туры в Доминикану продаются на $230 дешевле себестоимости, в Индонезию – на $240, в Таиланд – на $260, в Индию – на $300, на Кубу – на $320, во Вьетнам – на $350. По оценке участников рынка, средний минус с каждого туриста в ноябре-декабре 2011 года составил $248. И с таким результатом ушло 40% всего объема реализованных туров!

В Российском союзе туриндустрии считают, что ряд игроков демонстрируют завышенные амбиции, разрушая рынок в целом. «Последним удачным для турбизнеса годом был 2009 – кризисный. Тогда туроператоры, опасаясь низкого спроса, смогли тщательно просчитать все риски, разумно обошлись с объемами – и заработали денег. А в 2010-м, на волне эйфории, снова стали немерено наращивать перевозку, на большинстве направлений спровоцировали массовый демпинг – и провалились, – говорит Ирина Тюрина. – И в прошедшем году ситуация была не лучше: пиковые месяцы – июль-август – оказались самыми убыточными. Новогодние праздники также продавались хуже, чем ожидали туроператоры».

Усугубляет ситуацию позиция авиаперевозчиков, которые предпочитают «одностороннее» партнерство с туроператорами, то есть только в свою пользу. «При падении спроса, как это, например, было прошлой осенью в Таиланде, где произошло сильное наводнение, авиакомпании упорно не хотят снимать лишние рейсы. Даже притом что МИД РФ рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Бангкок! Туроператоры теряют деньги в любом случае: либо это депозит – 10% от стоимости программы, который остается в авиакомпании, если блочник или заказчик рейса отказывается от перевозки, либо убытки от нереализованных кресел».

РСТ внес свои предложения по регулированию рынка еще год назад, после банкротства «Капитал тура», но все это время было потрачен на бесконечное обсуждение родившегося в недрах Минспорттуризма варианта «от имени и по поручению». На вчерашней пресс-конференции вице-президент РСТ Юрий Барзыкин еще раз озвучил позицию союза, подчеркнув, что универсальным механизмом защиты туристов является страхование каждого тура. В этом случае, по мнению эксперта, будет гарантировано возмещение ущерба всем пострадавшим туристам. Кроме того, для борьбы с демпингом необходимо продумать механизм регулирования ценообразования в туризме, изучив опыт страхового и банковского бизнеса.

«Не хотелось бы, чтобы власти, используя ситуацию, в очередной раз пошли по пути ужесточения законодательства, приняв быстрое, но непродуманное решение», – сказал руководитель Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. По его мнению, даже если вход на рынок ограничить повышенными размерами фингарантий, это не решит проблем туристов, оказавшихся за рубежом в момент банкротства туроператора.

По мнению Юрия Барзыкина, правильно было бы проводить независимую аудиторскую оценку финансового состояния туристических компаний: «Долги не возникают сиюминутно. Кредитная история покажет, как работает компания. Подобная практика позволила бы избежать проблем, с которыми рынок столкнулся сегодня».

Хотя в РСТ и не исключают новых банкротств, г-н Барзыкин попросил воздержаться от мрачных прогнозов относительно обвала туристического рынка. Ирина Тюрина, в свою очередь, призвала туристов не гоняться за дешевыми турами: «К сожалению, для большинства россиян решающим фактором при выборе тура остается цена. Рынок можно было бы стабилизировать, если бы в массовом сознании закрепилось правило: чем дешевле тур, тем больше рисков он несет туристу».

Ситуация на туристическом рынке России станет главной темой открытого заседания правления РСТ, которое состоится в рамках выставки MITT-2012. Туроператоры планируют выработать отраслевое мнение по поводу происходящего и обсудить возможность решения возникших проблем.

 

Нина Егоршева, RATA-news