Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Ольга Лукина: «Музей «Кижи» больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»

Знаменитые «Кижи» стали членом РСТ. И там есть «наши люди». Руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения музея-заповедника Ольга Лукина в свое время была директором туристической компанией и возглавляла Союз туриндустрии Карелии, который также входит в РСТ. Мы расспросили нашу собеседницу о том, как пандемия повлияла на жизнь заповедника, развивается ли инфраструктура территории, можно ли побывать на острове зимой и о многом другом.


- Что вы скажете о динамике турпотока на Кижи? Пандемия прибавила вам туристов?

- В 2019 году на острове побывало 194 тысячи гостей, в 2020 из-за ограничений – почти в два раза меньше, чуть более 100 тысяч. А в 2021 – почти 205 тысяч. Доля круизников по годам: 2019 – 68%, 2020 – 19%, 2021- 27%.

- Какая часть туристов прибывает на остров самостоятельно, а какая организованно через туроператоров, включая круизы?

- Основной турпоток на остров всегда шел за счет теплоходных групп. Но в связи с пандемией круизных туристов стало меньше: если раньше за летний сезон у нас было по 600 судозаходов, то в 2021 году – всего 213. Но при этом мы обслужили намного больше туристов из Петрозаводска – самостоятельных и организованных. Самостоятельных путешественников в этом году заметно больше. Доля организованных групп в общем турпотоке в 2019 году была 87%, в 2020 – 55%, в 2021 – 61%.


Уже согласован график теплоходов на лето 2022 года, пока тенденция хорошая. Но есть одно «но» – рекреационная нагрузка на остров. Поэтому музей заинтересован в организованном турпотоке – и это один из поводов для вступления в РСТ. Летом у нас бывает по три «Кометы» в день плюс три-четыре теплохода. Это колоссальная нагрузка и на остров, и на сотрудников музея. Возможно, даже придется вводить квоты, как на особо охраняемых территориях. Нам очень важно понимать, какой поток приедет летом, чтобы правильно распределить сотрудников музея. Круизный турист в этом плане предсказуем.

- Можете назвать круизные компании, которые привозят к вам больше всего туристов?

- Прошлогодний лидер – «Водоходъ», на втором месте «Инфофлот», третьим стал «Мостурфлот».

- Туристы, которые едут на Кижи зимой и летом, как-то отличаются?

- Смею предположить, что многие из тех, кто побывал на Кижах летом, захотят увидеть остров зимой. Потому что он совсем другой. Широта пространства поражает: лед, снег, остров – все одно красивое целое, отсюда совершенно иные ощущения.


Зимой много активных туристов, приезжают на снегоходах, вездеходах, некоторые приходят на лыжах. Развиваем зимние событийные программы: 19 марта ждем участников очередного экстремального лыжного марафона Кizhi Ski X-Racе – 63,5 км ледяной лыжной трассы по Онежскому озеру! Это когда краев не видно, но дойти нужно!

Вообще туристы должны знать, что зимние Кижи – это не обычная экскурсионная программа: в это время года обязательно нужна хорошая экипировка с теплыми ботинками и, самое главное, позитивный настрой и желание побывать в этом удивительном месте.

«Летний» круизный турист совсем другой – расслабленный, привыкший путешествовать в комфортных условиях. Это определенная категория людей, которая предпочитает спокойный и неторопливый отдых на всем готовом, чтобы было достойное обслуживание плюс посещение достопримечательностей.

С этого года мы активно продвигаем идею «Кижи 365 дней в году», потому что прямо перед Новым годом открылась дорога Великая Губа – Оятевщина. Деревня с необычным названием Оятевщина – самая ближняя к острову материковая точка, отсюда до Кижей расстояние менее километра. Любители экстрима могут даже пешком дойти по льду Онежского озера.

- Круизный турист, которого обслуживают на теплоходе, на что тратит деньги на острове?

- На дополнительные экскурсии: помимо стандартной «Шедевры острова Кижи» в музее есть порядка 50 дополнительных программ, которые не менее интересны. Нравятся наши мастер-классы: многие идут в кузню, особенно когда дают молотом помахать, кто-то смотрит, как шьют лодку-кижанку, дети что-нибудь сплести из бересты любят или сделать украшение из бисера. У нас практически в каждом музейном доме есть сотрудники, которые демонстрируют «ожившие ремесла», показывают традиционных занятия местных жителей.


Многие берут напрокат велосипеды или катаются на бричке с лошадкой. Во входной зоне есть ресторан, где предлагают блюда национальной кухни – уха, выпечка. На острове можно рыбу купить соленую и копченую. Плюс все туристы покупают сувениры, выбор у нас большой.

- Сколько времени проводят туристы на острове?

- В среднем четыре часа. Все подстраиваются под расписание «Комет» и «Метеоров». Покупают преимущественно основную экскурсию по музею. Но многие, попадая на остров, хотят увидеть больше. Поэтому в этом году мы предлагаем три варианта входных билетов в музей «Кижи».

В минимальный пакет включен наружный осмотр всех памятников острова, интерьеров церкви Покрова Пресвятой Богородицы и одного из крестьянских домов; посещение объектов показа в основной экспозиции музея – дома Яковлева, дома Сергеева и часовни Архангела Михаила из деревни Леликозеро.

В расширенный билет входит все выше перечисленное плюс долгожданное посещение церкви Преображения Господня, которая была закрыта 40 лет.


В третий пакет мы включили всё предыдущее плюс туристы могут еще подняться на шатровую колокольню Кижского погоста.

Все три варианта укладываются в четыре часа. Когда у человека четко прописан маршрут, он успевает увидеть намного больше. Еще один большой плюс – единые билеты стоят дешевле, нежели покупать каждую экскурсию отдельно.


- Можно задержаться на острове дольше?

- Это один из самых частых вопросов при бронировании поездки на Кижи. И еще спрашивают, а можно переночевать на острове. Теперь мы отвечаем – да! Музей готов разместить посетителей в уютном гостевом доме, который находится в живописном месте на берегу Онежского озера. Есть все условия для комфортного проживания восьми человек, а из окна виден знаменитый кижский архитектурный ансамбль.

Есть и еще альтернатива для тех, кто не хочет зависеть от расписания «Метеора». Например, петрозаводская компания «Лукоморье» много лет предлагает тур выходного дня с ночевкой в Кижских шхерах. У туристов максимальная экскурсионная программа по музею-заповеднику. Вечером их на катере везут на материк, а там и баня, и лодочки, и вкусный ужин, и прогулки вдоль Онежского озера. Нестандартная программа, которая становится все более популярной.


- Через какие каналы продвигается музей?

- Музей «Кижи» участник всех туристических выставок в России и за рубежом. Даем интервью, сотрудничаем с теми, кто профессионально занимается видео- и фотосъемкой, благодаря чему подготовлено много интересных видеоматериалов – от минутных промороликов до часовых фильмов об истории музея, наших ремеслах и фольклорно-этнографическом театре.

Принимаем группы журналистов, блогеров, участников рекламных туров. Отлично работает и «сарафанное радио».

На острове ежегодно снимаются телепередачи, связанные с популяризацией путешествий по России, от «Орла и решки» до «Поедем поедим» и «Непутевых заметок». Для съемочных групп мы готовим особые программы, необычную подачу материала и показываем этнографические изюминки. Музей на слуху и на виду. Главная задача – держать высокий уровень обслуживания.

- На что вы рассчитываете, вступив в РСТ, и какие задачи в связи с этим ставите перед собой?

- Вступив в РСТ, музей автоматически подключается к продвижению на российском и международном рынках, а также к участию в различных проектах. Тому пример – сегодняшнее интервью для RATA-news, которое прочитают тысячи работников туризма от Южно-Сахалинска до Калининграда. Мы можем систематически рассказывать о наших проектах, участвовать в маркетинговых, образовательных и информационных программах. Мы получили право на приоритетное размещение материалов на сайте РСТ. И уже подали заявку на конкурс презентаций «10 минут славы», в котором могут участвовать только члены РСТ. Рассчитываем на победу, поскольку имеем такой опыт: мне неоднократно доводилось участвовать в этом конкурсе в рамках региональных слетов турбизнеса. Приходите посмотреть нашу презентацию!