Тревелпорт

Большие планы BSP в России

Недавно по просьбе руководства Ассоциации агентств воздушного транспорта менеджер BSP IATA в России Владимир Проскурин представил этот проект и рассказал о ходе его реализации. Презентация сняла некоторый налет таинственности с этого проекта в нашей стране. В довольно  короткой, но емкой форме агентствам были представлены цели и возможности расчетной системы IATA.

Напомним, BSP - международная система взаиморасчетов на воздушном транспорте, которая охватывает 155 стран мира, предлагая агентствам, продающим авиабилеты, целый комплекс услуг. В частности, можно забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке, который принимают все авиакомпании - участники системы BSP как состоящие в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и не входящие в нее.

Впервые подобная система взаиморасчетов возникла в США, а потом IATA начала распространять ее на другие страны мира. Сейчас в мире действует 76 таких систем в 155 странах. Смысл системы в следующем: если сейчас билетные агентства рассчитываются напрямую с авиакомпаниями, то при внедрении BSP оплата будет производиться через так называемый транзитный счет IATA. Так, сейчас в BSP в мире участвуют 475 авиакомпаний, хотя в IATA аккредитовано гораздо меньше – 259. Что касается агентств по продаже билетов: если оно не аккредитовано в  IATA, то может не участвовать в BSP, даже если эта система представлена в стране. Для аккредитованных агентств участие в BSP – обязательно. 

Каковы же особенности работы агентств в новых условиях расчета с авиакомпаниями?   BSP предлагает агентствам единый универсальный бланк авиабилета для продажи международных авиаперевозок (разрешение Минтранса имеется на оформление на бланках BSP международных и внутрироссийских перевозок), а также автоматизированное снабжение (двухмесячный запас бланков). Причем система BSP сама фиксирует, когда агентству пора «подвозить» новую порцию бланков. Кроме того, система BSP готова предоставить агентству: автоматическое формирование отчетности перед авиакомпаниями, упрощение самой процедуры платежей и выписку электронных билетов в офисе агента без участия авиакомпании. С одной  стороны, BSP однозначно «придумано» для удобства авиакомпаний, с другой – она страхует агентства от недобросовестных перевозчиков. Вступая в BSP, авиакомпания подписывает с этой организацией довольно жесткий договор.

Одно из главных преимуществ BSP – прозрачность системы. Правда, для российского рынка авиабилетов этот плюс пока нередко оборачивается минусом. Например, многие российские агентства практикуют передачу бланков в другие офисы или своим партнерам-агентствам, а для BSP строгий контроль за бланками – одно из главных условий. Выписать билеты на них может только аккредитованное в этой системе агентство. Еще одним серьезным условием участия в BSP является строгая отчетность каждую неделю. Правда, как сказал Владимир Проскурин, с 1 января, учитывая особенности нашего законодательства и логистики, IATA изменит календарь с еженедельного на 4 раза в течение календарного месяца,  то есть не 52 раза в год, а все-таки 48.

Высокую надежность работы BSP обеспечивает соответствие агентств строгим финансовым критериям. Каждый новый агент предоставляет банковскую гарантию,  покрывающую 100% предполагаемого 22-дневного объема продаж. Причем, гарантия не может быть меньше $50 тыс. Для агентов старше 2 лет (при отсутствии финансовых замечаний) расчет гарантии производится в соответствии со шкалой, утвержденной авиакомпаниями - участниками системы BSP. После одного случая неоплаты или неполной оплаты агент должен предоставить полную банковскую гарантию. У BSP нет жесткого списка рекомендованных  банков: это может быть или банк, входящий в один из признанных международных рейтингов, или банк (в случае  с регионами), входящий в Ассоциацию региональных банков России. Важно, что гарантия предоставляется одна на юридическое лицо, независимо от количества зарегистрированных на него аккредитованных IATA офисов продажи.

Напомним, BSP была официально аккредитована в России еще в феврале прошлого года Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ). Как сообщил Владимир Проскурин, был также официально зарегистрирован Минтрансом и Минфином РФ стандартный билетный бланк IATA, созданный специально для нашего рынка перевозок – двуязычный, на английском и русском языках. 1 сентября 2006 года стартовал пилотный проект BSP в России. В нем приняли участие 4 авиакомпании и 2 агентства по продаже билетов. Однако уже 9 сентября, подчиняясь решению ФАВТ, наложившего запрет на бланк BSP, «Аэрофлот» приостановил выписку билетов на этих бланках, не выходя из пилотного проекта. Сейчас в проекте, по словам Владимира Проскурина, участвуют  British Airways, Lufthansa, Air France и по два билетных агентства - в Москве и Петербурге. 

Несмотря на неожиданные коррективы, планы представительства BSP в России не изменились. Однако, как сказал менеджер проекта, у IATA нет намерения ломать российский рынок: BSP предпочитает действовать в соответствии с обстоятельствами и не форсировать события искусственно. Но и складывать руки BSP, судя по всему, не собирается. В BSP России участвуют 34 авиакомпании, все они подключатся к проекту после окончания пилотной фазы.  Планируется также ускорить процедуру аккредитации российских агентств в IATA. Агентств в нашей стране насчитывается не менее 7 тыс., между тем в  Международной ассоциации состоят чуть более 300, причем, есть целые регионы, вообще не представленные в IATA. Соответственно, если BSP заработает на российской территории, 300 агентств просто не справятся с объемом. По мнению Владимира Проскурина, число агентств  аккредитованных в IATA в России, должно вырасти как минимум до 1500. (Светлана Ставцева, RATA-news)

Продолжение следует.