Тревелпорт

Есть ли у Вьетнама перспективы

Только за первые четыре месяца этого года Вьетнам принял больше миллиона иностранных туристов, что на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Туризм, как въездной, так и внутренний, действительно развивается здесь гигантскими темпами. Если в 2003 году в стране отдохнуло 2,3 млн. иностранцев и 12 млн. самих вьетнамцев, то в 2005 эти цифры, согласно официальным прогнозам, должны составить – 2,8 млн. и 16 млн. соответственно. Страна быстро обрастает туристической инфраструктурой: каждые два-три месяца здесь сдаются в строй отели на 200-300 мест.

Не менее активно растет турпоток во Вьетнам и из нашей страны. Как следует из статистических данных Федеральной пограничной службы, в I квартале этого года Вьетнам принял 6900 туристов из России, что составляет почти 1000% роста по сравнению с I кварталом предыдущего года. Впрочем, эти цифры скорее можно отнести на счет несовершенства российской статистики: по мнению российских операторов и вьетнамской стороны, поток в эту страну вырос не более чем на 2-2,5 тысячи туристов. То есть, никаких резких скачков в росте турпотока во Вьетнам нет – операторы говорят о стабильном ежегодном приросте в пределах 20-25% за последние три-четыре года. Что, правда, тоже очень неплохо.

По-настоящему интенсивный поток во Вьетнам идет с востока России. По данным генконсульства Вьетнама во Владивостоке, в 2004 году гражданам России была выдана 1 тысяча виз, что почти в два раза выше показателей 2003 года. А за первый квартал нынешнего года поток туристов из Дальнего Востока во Вьетнам вырос почти на 200%. Впрочем, несмотря на такие цифры, пока можно говорить лишь о хорошей динамике, сам же поток во Вьетнам из России, по-прежнему, незначителен – не более 0,3-0,5%, которые, конечно, не делают погоды на вьетнамском туристическом рынке.

Работать пока на этом направлении операторам непросто. По-крайней мере, в Москве российских компаний, специализирующихся на Вьетнаме, немного. Николай Слободчиков, генеральный директор фирмы «МКК Тур», работающей на направлении с 2000 года и отправляющей в год порядка 800 туристов, называет среди операторов, имеющих опыт и имя на этом рынке, фирмы «Вокруг света», «Открытие», «Азия Тревел». В столице также немало чисто вьетнамских компаний (GSO, Entrance, «Вальма-М»). Немало компаний («Астравел», Oriental Discovery и др.) делают Вьетнам наряду с другими направлениями.

Среди основных трудностей работы с Вьетнамом Николай Слободчиков выделяет проблему менталитета местных операторов и владельцев отелей – с одной стороны, восточного, а с другой, густо замешанного на остатках социалистической идеологии. Все это, по мнению г-на Слободчикова, серьезно осложняет работу с принимающей стороной. Поэтому его компания предпочитает иметь дело не с местным оператором, а с европейским, базирующимся во Вьетнаме. Российским же туристам мешают собственные стереотипы: для большинства из них Вьетнам – это война, бедность, хотя эта страна развивается сейчас не менее стремительно, чем и социалистический же Китай.

Еще одна серьезная проблема – перелет. Сейчас в страну летают рейсы «Аэрофлота», «Узбекских авиалиний» и Vietnam Airlines. Но и у российского перевозчика, и у узбеков самолеты староваты, не самые удобные для 10-часового полета. У вьетнамцев – «Боинг -777». Но в Москве огромная вьетнамская диаспора, поэтому недостатка в пассажирах у авиакомпании нет, что позволяет ей чувствовать себя монополистом на рынке. Условия работы с авиакомпанией очень жесткие: купить билеты напрямую российский оператор не может, вынужден перекупать у многочисленных вьетнамских посредников, причем «вчерную». Цена билета, составляющая в низкий сезон порядка $600, в высокие даты может доходить до $900. Это значит, что доля перелета во Вьетнам составляет до 60-70% стоимости всего пакета, ведь наземка в стране – одна из самых дешевых в мире. Кроме того, в сезон вьетнамский перевозчик активно практикует перепродажи, причем, «лишними» часто оказываются именно российские (украинские, белорусские и т.д.) граждане. Так что перевозка остается самой острой проблемой этого направления, тем более что, по неофициальным данным, «Аэрофлот» в ближайшее время планирует вообще отказаться от вьетнамского рейса как от нерентабельного.

Между тем, число операторов, желающих заняться Вьетнамом, растет. Например, именно предложением по этой стране собирается пополнить свой ассортимент компания «Южный Крест». А UTE Megapolus отправила 26 мая в ознакомительную поездку во Вьетнам группу турагентов. Как сказала RATA-news директор по туризму этой компании Ксения Огиенко, благодаря активному росту спроса эта страна считается перспективной. Не исключено, что Вьетнам – это будущий Гоа или даже Таиланд, во всяком случае, на этом направлении вполне можно ожидать туристического бума. Тем более что вьетнамские отели проявляют к нашим операторам большой интерес. Конечно, массовым этот отдых вряд ли станет из-за отсутствия во Вьетнаме достаточно развитой гостиничной инфраструктуры и немалой стоимости турпакета.

Так или иначе, но Вьетнам сейчас – малоосвоенное, а потому одно из самых перспективных направлений не только на нашем, но и на мировом рынке. Туристов ждут километры чистейших пляжей, древнейшая культура, нетронутая природа и совершенно копеечные цены на все. Говорят, это страна, где даже при большом желании невозможно израсходовать за неделю $200. Во всяком случае, обед на двоих в ресторане обходится в $3. (Светлана Ставцева, RATA-news)