Тревелпорт

Как помочь турфирмам разрешать споры до суда

Центр медиации при РСПП и правовой комитет РСТ предлагают турфирмам активнее пользоваться таким инструментом досудебного решения споров, как медиация.

Центр медиации при РСПП и правовой комитет РСТ подписали соглашение о партнерстве в сфере развития бизнес-медиации на рынке индустрии туризма и гостеприимства. Планируется проводить совместные мероприятия и исследования в сфере эффективного разрешения бизнес-конфликтов, запускать образовательные программы по переговорам и повышению культуры делового общения на рынке HoReCa и туризма, обмениваться опытом.

Медиация – инструмент, который позволяет избежать судебной фазы конфликта и может быть востребован как в отношениях турбизнеса и потребителей, так и в спорах b2b. В некоторых областях этот инструмент используется уже довольно активно. Налоговые органы принимают решения медиации к исполнению.

Как пояснил RATA-news руководитель правового комитета РСТ Георгий Мохов, в центре медиации, который в рамках РСПП работает уже более пяти лет, индустрия гостеприимства прежде не была выделена в особое направление. Однако сейчас, на фоне спровоцированной пандемией волны конфликтов, это становится необходимым. Фактически ковид подстегнул внедрение медиации в бизнес, так как суды сейчас перегружены, рассмотрение дел сильно затягивается.

«Практика досудебного решения споров в турбизнесе, конечно, есть и сейчас. Но нам предстоит познакомиться с конкретными процедурами процесса, необходимыми документами, то есть провести своего рода ликбез о техниках медиации, которая регулируется отдельным федеральным законодательством», – сказал эксперт.

Медиация – не третейский суд, то есть это не способ разрешения спора с каким-то лицом, а процедура достижения договоренности спорящих сторон и мирового соглашения между ними во внесудебном порядке. Медиатор не принимает решения, а показывает участникам конфликта его последствия и возможности их избежать.

«В туризме многие суды происходят именно потому, что сторонам не удается договориться. Правым себя обычно считают оба участника конфликта, – говорит Георгий Мохов. – Если бы с нашими крупными туроператорами получилось выйти на медиацию, многие дела до суда бы просто не доходили. Сейчас некоторые из них часто занимают изоляционистскую позицию, а агентства вместо диалога получают отписки».

По мнению эксперта, механизм медиации отрасли может пригодиться, особенно с учетом приближающегося 31 декабря 2021 года, когда закончится отсрочка обязательств по несостоявшимся турам и турбизнес рискует столкнуться с катастрофическим количеством претензий от потребителей. «Морально и технически надо быть к этому готовыми», – говорит г-н Мохов.

Из-за перегруженности судов после пандемии досудебное решение споров становится все более востребованным. Появляются и новые, ускоренные его варианты. Например, недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров до суда.

«Основная идея – создание на портале госуслуг механизма претензионного рассмотрения споров с потребителем, в том числе и в туризме, с привлечением независимых экспертов и медиаторов. Некий экспресс-вариант, но с принятием решений, которые имеют судебную силу. То есть они обязательны к исполнению, что недоступно третейским судам», – пояснил Георгий Мохов.

Пока трудно предположить, что из этого роботизированного формата получится, но он способен изменить весь механизм защиты прав потребителей. «Первый опыт внедрения такого механизма – финансового уполномоченного – уже есть, он применен на рынке страховых услуг. И его решения поддерживаются судебными приставами-исполнителями, то есть они обязательны к исполнению», – говорит г-н Мохов.

Цифровизация идет быстрыми темпами. И, по словам эксперта, можно неожиданно столкнуться с тем, что через какое-то время Минцифры и Минюст будут внедрять такой же упрощенный вариант решения споров с потребителями и в туризме. Споры будет разрешать онлайн-медиатор, и при наличия у потребители всех подтверждающих документов деньги в его пользу будут просто списываться со счетов турфирм автоматически.

Светлана Ставцева, RATA-news