Пегас с 18 октября

Дорожные впечатления на трассе М-54. Часть вторая

Продолжаем рассказ о путешествии корреспондента RATA-news по Великому Саянскому кольцу.

Все когда-нибудь заканчивается. Пришло время и нам покинуть гостеприимную Туву. Впереди ждала Хакасия. Но чтобы достичь ее, нужно пересечь почти половину тувинской территории с востока на запад, двигаясь все по той же трассе М-54 или Усинскому тракту.

Сразу же за Кызылом делаем остановку у аржаана (напомню, в переводе с тувинского - источник). Только теперь это не царский курган, а именно водный ключ. В Туве известно более 50 родников с целебной водой – углекислой и сероводородной, соленой и кислой, радоновой и йодо-бромной. Все они почитаются как священное место, но лишь единицы могут претендовать на статус более или менее обустроенного курорта. Поскольку тувинцы издревле обожествляют такие места, то рядом обязательно имеется оваа, где можно поклониться духу источника, а шаманы несколько раз в год проводят обряд очищения.

Тос Булак – один из таких родников (фото). Вода в нем удивительная. Уж не знаю какая она по составу, но пить ее – одно здоровье.

Чуть ниже по ручью, вытекающему из чаши, к той же воде припали коровы и лошади. Тувинцы никогда не прогоняют живность от источника, из которого пьют сами. Они справедливо полагают, что утолять жажду имеет право любое живое существо.

Священную для буддистов и приверженцев шаманизма гору Хайыракан видно издалека (фото). Название произошло от заимствованного у монголов слова и означает «небесный медведь».

Легенд и мифов с ней связано очень много. Испокон веков эта местность считается наделенной особой мистической силой и способностью врачевать недуги. Энергетика тут действительно весьма сильная. Причем, ощущают ее не только люди, но даже птицы. Когда мы подъехали в небе над буддийской часовней, шаманским оваа и веревками с чалама кружил десяток канюков (фото Гизелы Хоффманн).

Приближаясь к 150-му км от Кызыла нужно чаще поглядывать влево, иначе можно пропустить выпирающую из ровной степной равнины одинокую гору Сыын-Чурек, что в переводе с тувинского означает «маралье сердце». Она знаменита не менее Хайыракана. Только слава ее иного рода. Склоны горы испещрены древними выбитыми на камне рисунками: тигры, лошади, антилопы, люди, солярные знаки. Вокруг множество курганов с захоронениями мужчин-воинов и поминальных сооружений.

Прощаемся с Тувой у кижи-кожээ. Так здесь называют каменные изваяния, которых насчитывалось когда-то около 200. Сегодня в безлюдной степи в нескольких километрах от поселка Кызыл-Мажалык стоит один из самых интересных из сохранившихся экземпляров, в народе его зовут Чингизханом, хотя к великому завоевателю он, правда, не имеет никакого отношения. Во второй половине I века до нашей эры такие памятники устанавливали над могилами особо отличившихся воинов (фото).

Для тувинцев эти изваяния являются предметом поклонения, они твердо верят в то, что «чингизханы» способны приносить пользу или причинять вред. Поэтому стараются задобрить их чем могут. Мы тоже оставили у каменных ног свою небольшую жертву – мелкие монетки, сигареты, печенье – и отправились дальше, в Хакасию. (Любовь Булгакова, RATA-news)

www.gotosiberia.ru

Продолжение следует

  • Еще материалы этой рубрики