Вместо хостелов теперь с гостиницами Петербурга конкурируют апарт-отели
Этот год стал знаковым для гостиничной отрасли Петербурга. Законодательное регулирование затронуло все сегменты – от хостелов и мини-отелей до классических гостиниц и апартаментов. Все это происходило на фоне введения электронных виз, обсуждения «свободы воздуха» для «Пулково» и в ожидании Евро-2020, которые должны в разы увеличить турпоток в северную столицу. РБК выяснил, как рынок отреагировал на новые правила игры и кто сможет извлечь максимум выгоды в этих условиях.
Напомним, с 1 октября 2019 года в России вступил в силу закон, запрещающий размещение отелей и хостелов в жилых домах. По данным Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, из 1,5 тыс. гостиниц и хостелов города официальную классификацию прошли лишь 350 объектов. В новых реалиях владельцы малых объектов размещения выбирали из трех вариантов: закрытие бизнеса, перевод помещений в статус нежилого или смена вида деятельности. К последнему относится сдача квартиры и комнат по договору найма жилого помещения без предоставления гостиничных услуг.
Как отмечают игроки рынка, большинству объектов все же пришлось закрыть бизнес. Это связано с тем, что около 73% от общего числа хостелов в Петербурге находятся в жилых домах. При этом, по данным сервиса 2ГИС, более 55% из них располагаются на вторых этажах и выше, что делает невозможным перевод данных помещений в нежилой фонд.
«У нас не было возможности продолжить работать в формате хостела, мы закрыли бизнес и поменяли код ОКВЭД на 55.20 и 68.20 (краткосрочная и долгосрочная сдача в наем меблированных комнат). Мы изменили все данные на нашем сайте и в социальных сетях, перестали оказывать гостиничные услуги и полностью поменяли внутренне убранство наших объектов», – отмечает управляющий сетью гостевых комнат «Страна Чудес» Михаил Рогалев. По его словам, по такому же сценарию пошли владельцы большинства объектов.
В Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга зафиксировали как минимум 150 средств размещения, которые сменили вид деятельности и предоставляют места для краткосрочного проживания. «Безусловно, это негативно отразилось на работе наших объектов. Теперь ни поисковики, ни социальные сети, ни карты не выдают нашу сеть по запросу «хостел», «мини-отель», «номер». Из-за этого у нас понизился спрос. Люди пока не понимают этих изменений. Им нужен уютный ночлег, но найти его они не могут», – уточнил Михаил Рогалев.
По словам руководителя департамента апарт-отелей Becar Asset Management Евгении Гиль, отельерам пришлось отказаться от вывесок, где фигурируют слова «отель», «гостиница», «хостел», а также откинуть в сторону полученные ранее звезды. «Более того, предоставление мест для краткосрочного проживания не подразумевает сдачу места в общих спальнях, что, безусловно, не оставляет шансов для сохранения формата хостела», – полагает эксперт.
Однако на рынке пока также остались объекты, которые просто не успели перевести свое помещение в нежилой фонд. «Это долгая и дорогостоящая процедура, которая занимает в среднем по шесть месяцев, но может растянуться и до двух лет, по стоимости – от 500 тысяч рублей и, как говорят с улыбкой коллеги, «до бесконечности».
Но, несмотря на это, никаких уходов в тень именно у цивилизованных предпринимателей нет», – пояснила отельер и глава «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западному федеральному округу Алена Енова. По ее словам, сейчас обсуждается инициатива, согласно которой помещения, все еще ожидающие перевода, не будут считаться незаконными – власти тоже заинтересованы в том, чтобы не закрывать легальный бизнес.
Другим важным изменением российского законодательства в сфере объектов размещения стала обязательная классификация, то есть присвоение звездности или категории «без звезд». Положение о классификации гостиниц в соответствии с ФЗ «Об основах туристической деятельности», утвержденное в феврале этого года, практически не затронуло традиционные петербургские отели, поскольку они прошли классификацию еще к чемпионату мира, но спровоцировало появление сильного конкурента.
С этого года классификацию обязаны проходить и апартаменты. При этом, по данным Becar Asset Management, рынок апарт-отелей Петербурга растет высокими темпами – только за девять месяцев 2019 года было выведено на рынок семь новых комплексов суммарной емкостью 6,5 тыс. юнитов (количество юнитов в проектах, заявленных в 2017-2018 годах составляло 4,5 тыс.).
«Апарт-отели, хоть и являются несколько другим форматом, потенциально могут составить вполне реальную конкуренцию гостиницам и тем более – арендному жилью, – полагает гендиректор компании «Вало Сервис» Константин Сторожев. – Другой вопрос, что пока в городе функционирует всего несколько качественных апарт-отелей, так что о реальной конкурентной борьбе говорить пока не приходится».
Однако с ростом числа объектов, давление на гостиничный рынок усилится. «Такие изменения стали возможны после введения обязательной классификации, благодаря которой многие апартаменты попали в списки туроператоров и сервисов по бронированию, что автоматически увеличило узнаваемость объектов на рынке», – уверена директор компании «Еврострой» Оксана Кравцова.
По словам вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, основная борьба развернется за клиентов в сегменте 3-4*. «Именно эта аудитория хочет качественного размещения за невысокую цену. Таким туристам важнее не место отеля в самом центре, а жилье рядом с метро, то есть, это может быть и юго-запад, где активно ведется строительство апарт-комплексов», – пояснил Алексей Мусакин.
Конкуренции с гостиницами не избежать еще и потому, что апартаменты начинают предлагать тот же набор услуг – в них появляются рестораны, фитнес-центры, коворкинги и многие другие объекты инфраструктуры. «Все это будет доступно гостю прямо на территории комплекса, не говоря уж о стандартном гостиничном обслуживании номеров и таких услугах, как доставка еды в номер, прачечная, химчистка и т.п.», – перечисляет г-н Сторожев.
О том, что борьба за клиента между гостиницами и апартаментами станет острее, говорит и генеральный директор Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo Андрей Канивец. По его словам, это здоровая конкуренция: необходимо повышать качество, бороться за своего клиента, потому что всегда остается гость, представитель бизнеса, который желает предсказуемых условий размещения, высокого качества обслуживания, безопасности. А таким требованиям сегодня отвечают только сертифицированные отели, замечает эксперт.
Впрочем, представители пятизвездочных отелей убеждены: их гости не являются целевой аудиторией апартаментов. «Те гости, которые приезжают к нам постоянно, думаю, не будут рассматривать апарт-отели, поскольку уже привыкли к тому уровню услуг, который мы предлагаем», – уверена замдиректора гостиниц «Астория» и «Англетер» Наталья Изотова. По ее словам, апарт-отели могут перетянуть гостей у отелей 3-4*, а они, в свою очередь, часть клиентов – у отелей 5*.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»