Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Вокруг банкротства «ДАВС» разворачиваются детективные события

08:03, 4 марта 2015

Рассмотрение арбитражным судом Московской области дела о банкротстве старейшей российской компании по продаже билетов – ЗАО «Агентство «ДАВС», назначенное на 3 марта, вчера было перенесено на 13 апреля.

«ДАВС» остановил деятельность 28 января с.г. Причиной стал технический дефолт агентства, объявленный авиационной ассоциацией IATA. Формально компании ничего не мешало продолжить свою работу после погашения долгов. Но основные партнеры компании заявили о прекращении сотрудничества с ней, так как «ДАВС» не расплатился с перевозчиками через системы продажи билетов Транспортной Клиринговой Палаты (ТКП) и BSP Россия (IATA). Среди основных партнеров «ДАВС» – «Аэрофлот». 29 января арбитражный суд Московской области зарегистрировал заявление ДАВС о признании компании банкротом, рассмотрение дела было назначено на 3 марта.

Однако 27 февраля основной кредитор «ДАВС» – АО «СМП Банк» – подал в арбитражный суд апелляционную жалобу на определение о принятии заявления «ДАВС» о банкротстве. Дело в том, что сейчас, на основании кредитных договоров, этот банк списывает деньги со всех счетов «ДАВС», где они только появляются. А если будет удовлетворено заявление о банкротстве, то поступающие средства должны будут пропорционально распределяться между кредиторами, которых у «ДАВС», как следует из документов, более 1600! А общий размер кредиторской задолженности превышает 700 млн. рублей.

Впрочем, как поясняют эксперты, подобные действия банка будут однозначно оспорены арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства, поскольку после принятия судом заявления о банкротстве преимущественное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб интересам других не допускается.

ЗАО «Агентство "ДАВС"» существует с 1996 года, специализировалось на продаже авиа- и железнодорожных билетов, пакетных туров, бронировании отелей и автомобилей. Доля «ДАВС» в этом сегменте рынка, как утверждают конкуренты, незначительна и не превышает 2-3%. В 2013 году ее выручка составила 763 млн. рублей, чистая прибыль – 26,7 млн. рублей. Тем не менее агентство было заметным игроком на рынке, активно развивая собственную региональную сеть. Были открыты представительства в Южно-Сахалинске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Сочи и других городах, создан круглосуточный центр бронирования авиаперевозок.

Участники рынка говорят, что причиной краха стали, скорее всего, просчеты в общей финансовой политике компании. Билетный бизнес априори считается не слишком рискованным, так как, например, в отличие от туроператоров, у этих компаний нет необходимости заранее выкупать большие блоки мест на рейсах. Как агентству удалось накопить такие долги, сказать трудно. Вряд ли «ДАВС», в отличие от обанкротившегося год назад субагентства Eviterra, строил пирамиды, совершал мошеннические операции, когда по якобы выкупленным билетам оплата не производилась вообще.

В этом бизнесе, как говорят эксперты, накопление больших долгов невозможно, поскольку деньги в адрес IATA или ТКП перечисляются каждые 10 дней, и это тщательно контролируется. Продавцы билетов имеют многомиллионные банковские гарантии в IATA и напрямую у отдельных перевозчиков, которые в случае задержек с оплатой оперативно изымаются. Но, возможно, билетные деньги «ДАВС» использовал для покрытия других расходов. А они были немалые, учитывая, в частности, количество региональных офисов и сотрудников в них. Коллеги говорят, что в последнее время руководство "ДАВС" увлеклось
непрофильными направлениями, инвестируя в туристический бизнес, недвижимость. Что, по словам некоторых экспертов, вызвало разногласия в руководстве компании, и ее покинули специалисты, проработавшие там не один год. Банковские гарантии «таяли», увеличивая кассовый разрыв. В какой-то момент денежной массы стало просто не хватать. А банк или инвестор не смог или не захотел подставить плечо.

Да и ситуация на рынке ухудшилась: декабрь прошлого года оказался едва ли не самым провальным за последние десять лет, в январе 2015 года падение спроса продолжилось. Так, в Новосибирске, где «ДАВС» занимал солидную долю рынка, продажи билетов упали на 15-20%. И наибольше снижение отмечено в корпоративном секторе, на котором «ДАВС» специализировался. Финансовое состояние многих коммерческих структур вынуждает их экономить на перелетах. Кроме того, ряд компаний попросту ушли с рынка. По данным новосибирского аэропорта «Толмачево», снижение перевозок в январе 2015 года по сравнению с январем 2014 года составило 9%, при этом международные направления упали на 27%. Незадолго до краха «ДАВС» с новосибирского рынка ушел старейший туроператор «Акрис», а также закрылось множество компаний, которые продавали билеты как субагенты. По словам генерального директора компании «САВС Новосибирск» Доброслава Ударцева, рынок сжимается еще и потому, что авиакомпании в 2,5 раза снизили комиссию агентствам за продажу авиабилетов.

С тем, что рынок продажи билетов резко сужается, согласны все эксперты. По словам генерального директора и совладельца ресурса Aviacassa.ru Максима Побережника, в этой ситуации компании, чтобы выжить, должны, прежде всего, оптимизировать бизнес, по-максимуму сократить расходы. Многие видят выход в повышении суммы сборов за билеты, так как нарастить продажи в нынешней ситуации практически невозможно. Но небольшие компании вряд ли смогут продавать билеты дороже, так что многие из них вынуждены будут уйти с рынка. Тем более что получить поддержку у банков в нынешней ситуации практически невозможно не только для мелких, но даже крупных игроков.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно