fox-express.ru

Событийному туризму в России нужны профессионалы

Всемирная туристская организация (UNWTO) отметила устойчивое развитие туризма в Российской Федерации. По мнению руководителей организации в 2013 году Россия вошла в мировую десятку наиболее популярных туристических направлений, наряду с Францией и США. С таким сообщением директор Департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Ольга Ярилова выступила на Всероссийском совещании по актуальным вопросам развития сферы туризма, прошедшем в рамках выставки «Интурмаркет». Г-жа Ярилова считает, что Россия по-прежнему остается донором мирового туризма, и нужно делать всё возможное, чтобы увеличить турпоток как внутри страны, так и из-за рубежа. Один из способов – создавать событийные мероприятия и привлекать туристов на них.

По мнению руководителя Балтийского отделения Российского союза туриндустрии Илоны Ансоне, событийный туризм создает имидж региона и его широкую известность. Кроме того, данное направление – это доходная составляющая для места проведения. Виды событийного туризма: культурно-этнографический (национальные фестивали и праздники), деловой (семинары и конференции в местах исторического, культурного и научного значения), гастрономический (фестивали еды и напитков, дегустации), спортивный (олимпиады и чемпионаты), духовный (поездки к святым местам в дни религиозных праздников). Самыми яркими мировыми примерами г-жа Ансоне считает Венецианский карнавал (более 500 тыс. человек), Карнавал в Рио-де-Жанейро (более 1,5 млн. человек), Октоберфест в Мюнхене (более 6 млн. человек). В числе самых интересных с точки зрения обмена опытом культурно-туристических событий в России она назвала «Алые паруса» в Санкт-Петербурге (3,5 млн. посетителей), фестивали «Дикая мята» в Калужской области (27 тыс. посетителей) и «Главная Масленица страны – Ярославия», а также Универсиаду-2013 в Казани.

Важность событийных мероприятий для развития туризма отметили все участники дискуссионной панели «Технология организации событий на примере успешных проектов», прошедшей в рамках всероссийского совещания. Опытом организации Универсиады-2013 поделился руководитель агентства по туризму Республики Татарстан Сергей Иванов. Он рассказал, что этот международный спортивный праздник собрал 11,7 тыс. участников, 150 тыс. гостей и болельщиков, 800 тыс. зрителей на трибунах и 3 млрд. телезрителей. В городе работали 60 экскурсоводов, они проводили 380 экскурсий в день для более чем 14 тыс. человек. С гостями города постоянно общались 20 тыс. волонтеров, а 10 тыс. молодых людей в городе за год выучили английский язык. В итоге – колоссальный подъем имиджа Казани и республики Татарстан как в России, так и за рубежом. Решение о проведении Универсиады было принято в 2008 году, на подготовку к ней ушло 5 лет. В команде организаторов работали 4 тыс. человек. Для состязаний построили 36 новых спортивных объектов. «Это был огромный инфраструктурный проект, – добавил г-н Иванов. – В городе построили три новые станции метро, 11 транспортных развязок, запустили аэроэкспресс». В Казань пришли международные гостиничные бренды, в 2013 году в городе открылись 14 новых гостиниц.

Универсиада была мероприятием, пришедшим в регион «сверху» и на 100% профинансированным из государственного бюджета. Другие участники дискуссионной панели поделились опытом организации фестивалей, состоявшихся по инициативе «снизу» – от горожан и бизнеса. Обсуждая вопросы финансирования таких событий, участники дискуссии отметили, что мероприятие, чтобы стать эффективным, не должно полностью финансироваться из госбюджета. По мнению генерального продюсера фестиваля «Дикая мята» Андрея Клюкина, идеальная схема финансирования – 30-45% от государства, остальные деньги – от частного бизнеса. Тогда последний будет заинтересован в результате. Заместитель председателя совета меценатов Ярославии Александр Седухин полагает, что соотношение должно быть 50 на 50. Однако пока 8-дневный фестиваль «Масленица» в Ярославской области финансируется в пропорции 10% от государства и 90% – от бизнеса и общественности.

О возможностях привлечения внебюджетных источников финансирования через гранты по межграничным и межрегиональным туристическим проектам рассказали председатель правления Ассоциации туризма Видземе (Латвия) Райтис Сиятс и и.о. руководителя Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области Ольга Горелова на примере международных проектов «Зеленый маршрут культурного и природного наследия» (Латвия – Эстония – Россия) и «BART – государственно-частное партнерство в сфере туризма в Баренцевом регионе» (Россия – Норвегия). Генеральный директор Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» (Россия – Швеция – Дания) Дарья Акутина рассказала о новой инициативе UNWTO – «Туризм для мира» (Tourism for Peace) как инструмент для снятия и профилактики конфликтов и напряжений. Она добавила, что под интересные, значимые с точки зрения мира и приграничного сотрудничества событийные проекты можно привлечь от €50 тыс. до €1 млн. по грантам.

Ольга Ярилова рассказала, что впервые в России на федеральном уровне в 2013 году был создан Национальный календарь событий. Он включает более 160 крупных мероприятий в разных регионах. Есть сайт, печатная версия и приложение для мобильных устройств. Министерство культуры призывает регионы проявить активность по этому вопросу и представить свои событийные проекты в соответствии с требованиями этого портала, ведь, когда Минкультуры планирует поддержку каких-либо региональных мероприятий, безусловным приоритетом пользуются те события, которые прошли отбор в Национальный календарь.

Специально для RATA-news организатор и модератор дискуссионной панели Илона Ансоне рассказала, что часто в календарь событий поступают «сырые», некомпетентные заявки, где есть хорошая идея, но не проработана стратегия, концепция, продвижение. Создавая фестиваль, местные власти, порой не задумываются, а готова ли инфраструктура к приему большого потока людей. «Планируя дискуссионную панель на «Интурмаркете», мы хотели представить регионам отраслевых лидеров организации событийных мероприятий, поэтому пригласили российских спикеров с успешными историями, – пояснила г-жа Ансоне. – Мы хотим, чтобы за консультацией к профессионалам обращались власти регионов и все, кто задумывается о качественной организации мероприятия с целью привлечения туристов, как на государственном, так и на частном уровне».

По мнению г-на Клюкина, для создания интересного события в городе, области или поселке нужно найти своих «городских сумасшедших» – носителей идеи и затем обратиться к профессионалам, которые умеют делать фестивали «под ключ» – от создания концепции события до пошаговой реализации, включая рекламную поддержку, техническую реализацию и координирование всех служб на самом мероприятии.

Российские организаторы событий сейчас активно изучают опыт зарубежных коллег, посещают фестивали в Греции, Чехии и других странах. «Нам нужна общая площадка, чтобы делится опытом успешных проектов», – сказал модератор дискуссии Директор по развитию Russian Travel Guide Александр Елисеев. В конце совещания заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Амунц предложил реанимировать рабочую группу по событийному туризму.

 

Ольга Чижкова, специально для RATA-news

  • Еще материалы этой рубрики