Travelport с 25 октября

Италия без сюрпризов

Италия, по выражению туроператоров, рынок «тонкий», а итальянский турпродукт – разносторонний и многообразный. Соотношение массового и индивидуального спроса на этом направлении, по мнению собеседников RATA-news, 50:50. При этом «массовики» и «индивидуалы» неплохо уживаются друг с другом. «Итальянский рынок всегда был достаточно стабильным по количеству игроков, которые умеют договариваться друг с другом», – подтверждает руководитель итальянского департамента компании «Асент Трэвел» Екатерина Суворова.

В летнем сезоне 2011 года, по общему мнению, «смертельный демпинг» вряд ли грозит Италии. И, судя по всему, напрасно опасаются участники рынка, что на итальянское направление будут переносены египетские и турецкие технологии, поскольку компаниям, сильно потерявшим на Египте, «нужны объемы».

В тройке лидеров, включающей PAC Group, «Данко» и «Натали турс», только последняя совмещает Италию с Египтом и Турцией. По словам PR-менеджера «Натали» Елены Соболевой, компания увеличила перевозку примерно на 30%, в первую очередь, за счет усиления позиций на Римини. Из Москвы в этот приморский город впервые полетит вместительный Боинг-747. Всего же с июля по сентябрь из столицы будут отправляться два рейса в неделю. К существующим программам на Римини из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга (2 рейса в неделю), Новосибирска (1 рейс в две недели) и Самары добавлены цепочка из Калининграда и еще один рейс из Самары. Увеличение перевозки г-жа Соболева называет «некритичным и адекватным увеличению турпотока». «Мы ориентируемся на рынок, который зимой показал как раз 30-процентный рост», – утверждает она.

PAC Group и «Данко» специализируются исключительно на Европе и не могли вроде бы ничего потерять на Египте и Турции. Однако руководитель отдела маркетинга и рекламы PAC Элла Баранова констатирует увеличение количества кресел на 40% «за счет расширения ассортимента полетных программ и использования бортов большей вместимости». В сезоне-2011 у PAC Group добавились программы из Екатеринбурга на Катанью и Палермо, из Ростова-на-Дону – в Неаполь, из Новосибирска и Челябинска – в Римини. На данный момент только из Москвы PAC запланировал полеты в десять городов Италии, а еще из Санкт-Петербурга – в четыре. В Римини и другие города компания летает из пяти российских регионов, а также постоянно держит блоки на регулярных рейсах в Рим и Милан.

На сайте компании «Данко» сообщается о вылетах из десяти регионов России. В целом же, по словам представителей туроператора, перевозка из регионов выросла больше, чем из Москвы.

Старожилов может беспокоить пришествие в Италию компании «Пегас туристик», уже успевшей потрепать нервы игрокам испанского рынка. Но пока «Пегас» сосредоточился исключительно на Сардинии (о ситуации по Сардинии читайте в ближайших номерах RATA-news).

PAC Group, «Данко» и «Натали турс» имеют в Италии наибольшие объемы, но у страны с высокой долей индивидуального спроса есть и передовики отдельных направлений: «Асент трэвел», «Джет тревел», «Ланта-тур вояж», «Карлсон туризм» и «Турпарад» (последний специализируется на Сардинии).

«У массового оператора доля объемов по Римини может составлять 40% рынка, в то время как остальные области Италии не превышают и 20%», – поясняет г-жа Суворова. Впрочем, она считает, что увеличение продаж массового итальянского продукта идет вровень с ростом спроса на индивидуальные туры. Екатерина Суворова сообщила, что «Асент-трэвел» собирается на 30% увеличить перевозку по своим «стратегическим направлениям». Компания планирует цепочки в Римини два раза в неделю из Москвы, а также из Казани и Нижнего Новгорода. Предусмотрены программы из столицы на Триест и Геную, а также блоки на Пизу и Неаполь.

Операторы, делающие ставку на индивидуальный продукт, к региональным программам относятся осторожно. «Регионы требуют ювелирной корректировки объемов», – уверена г-жа Суворова. С ней согласен заместитель генерального директора компании «Джет Тревел» Максим Приставко. Он характеризует ситуацию в российских городах, сложившуюся в этом году, как «заведомо проигрышную», так как, по его мнению, слишком много желающих заполучить эти рынки. «В нынешнем году не полетим из Ростова-на-Дону. Три чартерных цепочки из одного региона – это слишком, – заявляет г-н Приставко. – Мы оставили только небольшой блок мест из Санкт-Петербурга в Пизу».

По словам Максима Приставко, «Джет» сократил объемы перевозки по целому ряду направлений. Это, прежде всего, Сицилия, спрос на которую пострадал из-за африканских беженцев, и Сардиния – похоже, единственное место, где можно ожидать существенного увеличения числа бортов. «Мы также «укоротили» собственную цепочку на Гроссето, поставив менее вместительный лайнер. Этим летом на Гроссето полетит 50-местный Bombardier CRJ-200», – поясняет г-н Приставко. По его словам, «Джет» постарается действовать аккуратно в любом случае, даже несмотря на то, что в новом сезоне Италия «внушает оптимизм». «Наша задача не захватывать рынок, а дать качественный продукт. А также минимизировать риски, поэтому мы сокращаем убыточные направления», – рассуждает он. И, тем не менее, одновременно с этим туроператор увеличивает объемы на Пизу и расширяет ассортимент экскурсионных предложений по Тоскане.

С тем, что островная Италия станет в этом году «рискованным направлением», согласна и Екатерина Суворова. По ее мнению, политические проблемы на ближнем Востоке могут повлиять и на спрос по Сардинии, а некоторые из сицилийских программ операторы уже отменяют. В то же время, как рассказала Элла Баранова, PAC Group наоборот усиливает объемы по Сицилии. На материковой же Италии основное увеличение придется на Римини, который, по-прежнему, остается ключевым направлением для российского рынка и идет первым по числу продаж. Впрочем, большинство игроков полагают, что места в Римини хватит всем. Тем более что темпы бронирований по Италии радуют всех. «Очевиден прирост на 30%, который мы и ожидали», – констатирует г-жа Суворова.

Корректировка полетных программ продолжается, но, несмотря на то, что окончательно ситуация будет ясна только к середине мая, уже сейчас похоже – особых сюрпризов Италия не преподнесет.

Екатерина Сирина, RATA-news