Операторы по Шерегешу почувствовали снижение спроса
В Шерегеше, самом популярном и посещаемом горнолыжном курорте за Уралом, завершился зимний сезон. Большая часть подъемников была остановлена в последнюю неделю апреля. Представители регионального турбизнеса констатируют первый за последние несколько лет спад спроса.
По официальным данным, в зимнем сезоне 2015-2016 Шерегеш посетили около 1 млн. человек. По предварительным оценкам некоторых представителей турбизнеса, в этом году спрос и загрузка курорта снизились на 20-30%. «Показатели по сравнению с прошлым годом ниже, это было видно и по отелям, и по оборотам», – говорит Андрей Ромашевский, директор по развитию компании «Фанспорт», которая владеет объектами инфраструктуры на курорте.
По словам собеседника, сильнее всего спад был заметен в марте и апреле, которые в прошлые годы активно загружались. Исключениями были высокие даты – 8 марта и традиционное апрельское мероприятие Шерегеша – «Грелка-фест». «Остальные выходные в эти месяцы были полупустыми. Мы пока окончательных итогов не подводили, но, по моим предварительным оценкам, показатели загрузки и турпотока будут процентов на 20 ниже, чем в прошлом году».
О заметном спаде рассказала RATA-news и Наталья Айларова, руководитель компании «Шория»: «По отзывам участников рынка – минус 20-30% от прошлого года. Это почувствовали и отели, и рестораны, и кафе, и прокаты. Кроме того, изменилось поведение потребителей, туристы стали экономить. Часть тех, кто раньше ездили в самые комфортные и дорогие отели, в этом году снизили уровень размещения или даже остановились в поселке, который расположен в четырех километрах от горы. Те, кто и раньше снимали жилье в частном секторе, в этом году стали реже приезжать. Люди экономили на ски-пассах – покупали разовые подъемы, если это было выгоднее. Выбирали в прокатах снаряжение подешевле. Сократили расходы на питание, а то и вовсе приезжали со своими продуктами. Это, несмотря на то, что цены на курорте по сравнению с прошлым годом не изменились. Из-за дорогих перелетов меньше стало туристов из центральной части России. Там намного проще и доступнее улететь в Сочи».
На этом фоне выделяется комментарий заместителя директора компании «Каскад Тревел» Антона Суханова. Сезон, по его словам, прошел стабильно, даже с ростом: «Каждый год все лучше и лучше. Зима была хорошая, снежная и относительно теплая. Средняя загрузка находящихся в нашем управлении гостиниц «Елена» и «Мустаг» в сезон была на 15% выше, чем в прошлом году. Возможно, у туроператоров другая картина, отели ведь частично реализуют свой фонд самостоятельно. Но и у нас, и у гостиниц, с которым мы тесно сотрудничаем, падения не было. В «Тирольской», насколько я знаю, был небольшой спад в марте, но причина, скорее всего, в цене: устанавливать ее практически на уровне Нового года, я считаю, в это время было нецелесообразно».
Компании, которые активно продают Шерегеш в соседних регионах, тоже по-разному оценили спрос. Но тех, кто говорит о его снижении, все же больше. Директор новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн, считает, что ценовая политика курорта заставляет делать туристов выбор в пользу других мест катания, в том числе небольших региональных горнолыжных центров, которые есть в Новосибирской области, на Алтае. А порой ненамного дороже Шерегеша выходит даже поездка в Европу.
«У нас довольно много туристов «отвалилось» из тех, кто раньше стабильно заказывал проживание в Шории, а сейчас не могут себе этого позволить из-за ухудшения финансового положения. Другие стали выбирать частные квартиры в Шерегеше, а эта категория проходит мимо турбизнеса», – прокомментировал директор барнаульской компании «Плот» Александр Смирнов.
Турбизнес связывает снижение спроса и с другими факторами. Экономический кризис докатился до Шерегеша позже, потому что в предыдущие годы туристы выбирали региональный курорт в качестве альтернативы зарубежной горнолыжке, которая с ростом курса евро стала менее доступной. В этом сезоне, на фоне укрепления рубля, возможно, кто-то предпочел одну поездку в Альпы двум в Шерегеш.
Тем не менее, Шерегеш уже готовится к летнему сезону, который в последние годы вносит все большую лепту в общие финансовые результаты. И хоть лето, по словам Андрея Ромашевского, «не вытянет весь год», и туристы в это время на курорте тратят меньше, тенденция к росту спроса на этот продукт есть. «Больше отелей планируют работать летом, появились новые маршруты и экскурсии», – сказала Наталья Айларова.
Турбизнес рассчитывает, что в следующем зимнем цены на Шерегеше вырасти не должны. «В пик высокого сезона спрос пока превышает предложение, но стоимость размещения, увы, не всегда соответствует его качеству. Отельерам надо работать над уровнем сервиса, реновировать номерной фонд, а рынок сам скорректирует цены», – считает Андрей Ромашевский.
Анна Вальцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»