Тревелпорт

«Период неопределенности и несбывшихся надежд»

«Период неопределенности и несбывшихся надежд» – так описывает предстоящий высокий сезон одна из участниц исследования СберПро Медиа, СберАналитики и Российского союза туриндустрии (РСТ).

Какие варианты отдыха рассматривают россияне, куда планируют отправиться в высокий сезон, восстановления авиасообщения с какими странами ждут больше всего? И какие тренды проявятся в туристической отрасли в 2021 году?

Опрос СберПро Медиа среди членов РСТ показал, что 38,9% компаний ещё не достигли допандемийной выручки, но отмечают позитивную динамику. Треть не восстановила финансовые показатели и едва держится на плаву. Восстановить докризисные показатели или удержать их удалось около 14% туристических компаний. При этом выручка 5,6% респондентов превысила показатели 2019 года.

Ответы на вопрос, восстановилась ли компания после пандемии, показали, что у 5,6% респондентов выручка превысила показатели 2019 года. У 11% она вернулась к допандемийным показателям. Почти 39% компаний пока не преодолели кризис, но ситуация улучшается. И 33% сообщили, что с трудом держатся на плаву.


Среди факторов, которые стимулируют развитие отрасли, многие респонденты называли участие государства. «Это регулятор, который, с одной стороны, заботится о безопасности граждан и не хочет допустить распространения коронавирусной инфекции, а с другой заинтересован в ограничении выезда за рубеж, чтобы направить туристов на свои курорты», – рассуждает Юрий Ящук, генеральный директор санаторно-курортного агрегатора «Курорт-Экспресс» и экскурсионного маркетплейса «Гид-эксперт».

Также участники исследования считают, что рост отрасли невозможен без развития инфраструктуры. «Туризм не является драйвером экономики: он может получить развитие, когда экономика регионов в хорошем состоянии, для дальнейшего развития ей требуется, чтобы происходило восстановление трудовых ресурсов. Туризм будет держаться только за счёт высокодоходных групп населения, их многократных поездок, а остальные будут восстанавливать свои силы и здоровье на дачах», – отмечает Акоп Сарян, ведущий научный сотрудник Сочинского научно-исследовательского центра РАН. С ним соглашается Любовь Кравченко, генеральный директор компании «Кругозор Экспо Трэвл»: «Должны появиться новые маршруты, программы, экскурсии. Это необходимо, но напрямую зависит от развития инфраструктуры. Нужны хорошие автомобильные дороги, дешевые внутренние авиарейсы, комфортное и быстрое железнодорожное сообщение».

Какие российские города туроператоры считают самыми популярными для отдыха с мая по сентябрь 2021 года?

Прежде всего туристы тянутся к морю: Сочи отметили 80,6% респондентов, такой же процент суммарно получили другие курортные направления Черноморского побережья.

Едут в столицы: Санкт-Петербург выделили 47,2% респондентов, Москву – 22,2%.

Среди других популярных городов в лидеры с большим отрывом выбились Калининград (19,4%) и Казань (14%). Также респонденты упоминали города Дальнего Востока, Карелии и Алтая.

Несмотря на пандемию, 7% россиян хотят провести отпуск за границей. Опрос представителей туриндустрии проводился до того, как стало известно об ограничении авиасообщения с Турцией. Популярность этой страны у россиян отметили 83,3% респондентов. На втором месте по востребованности ОАЭ (27,8%), на третьем – Кипр (19,4%). Также в топе оказались Мальдивы (16,7%) и Египет (11,1%).

Среди стран, границы которых пока не открыты для россиян, но куда туристы стремятся попасть, оказались: Италия (треть респондентов), Испания (27,8%), Греция (16,7%), Таиланд (13,9%), Чехия (11,1%).

Что касается будущего туристической отрасли в России, то, например, Юрий Ящук предполагает, что ее ждет значительное сокращение количества игроков и изменение стратегии у выживших участников бизнеса. «Все будут бороться за прямой выход на клиента. Крупные игроки будут выстраивать свои экосистемы», – отмечает предприниматель.

В целом среди трендов высокого сезона 2021 года представители турбизнеса отмечают развитие внутреннего туризма (27,8%), а также рост цен (19,4%).

Причём 8% предпринимателей считают, что этот сезон окажется для них особенно успешным, а также ожидают развития новых для их бизнеса направлений и форматов со ставкой на яркий эмоциональный опыт: природоориентированные и паломнические туры, повышение интереса к регионам, на которые туристы раньше не обращали внимания.

Например, респонденты упоминали, что россияне будут делать ставку на поездки в соседние регионы, экологичность, цифровой детокс, единение с природой, эксклюзивность и сельский туризм. Появится больше уникальных авторских путешествий, больше изюминок-сюрпризов внутри самих туров. Термин экономика впечатлений станет неотъемлемой частью программ.