Тревелпорт

Туризму не обойтись без господдержки

Как мы уже сообщали, в конце июля в Геленджике под председательством президента Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета, на котором обсуждались вопросы развития курортно-рекреационного комплекса России. Впервые за много лет проблемы туристической отрасли рассматривались на таком уровне. Теперь главное, чтобы принятые на Госсовете решения были реализованы. О том, как именно будут поднимать российский туризм и что для этого сделают российские власти, RBC daily рассказал заместитель председателя Комитета Госудумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, член рабочей группы по подготовке президиума Госсовета Юрий Барзыкин.

- Впервые на столь высоком уровне обсуждались вопросы развития санаторно-курортного комплекса России. На Ваш взгляд, свидетельствует ли это о желании властных структур всерьез заняться развитием этого сегмента? И какова должна быть в целом госполитика в этой области?

- Развитие курортной отрасли и туризма в целом во многом зависит от государственной политики в этой сфере, поэтому рассмотрение этого вопроса на столь высоком уровне я считаю очень своевременным. Внимание президента привлечет к вопросу развития отечественного туризма и курортов внимание правительства, региональных администраций, и, надеюсь, результаты заседания будут мощным стимулом для развития отрасли. Что касается государственной политики, то по законодательству правительство должно заниматься развитием туризма и санаторно-курортной сферы, а также определять основные направления государственной политики в этой сфере. Но пока оно не выполняет эти задачи в полной мере. Для создания современного конкурентоспособного курортно-туристского комплекса, способного удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан и в то же время вносить значительный вклад в экономическое развитие регионов и страны за счет налоговых поступлений, притока инвестиций, увеличения количества рабочих мест, должна быть четкая, систематизированная, целенаправленная государственная политика. Поэтому в условиях реформирования российской экономики и на фоне жесткой конкуренции с мировыми туристскими центрами господдержка отечественного курортно-туристского комплекса крайне необходима. Она должна заключаться в проведении комплекса мер организационного, правового, экономического, социального характера для создания условий оптимальной реализации рыночных механизмов и в то же время осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.

- Среди вопросов, которые обсуждались на Госсовете, был ряд, связанных с развитием приоритетных санаторно-курортных зон, прежде всего, экономического характера. На Ваш взгляд, нужно ли создавать свободные экономические зоны курортно-рекреационного профиля – что это даст, какие территории сейчас подпадают под такое определение.

- Действительно, одно из предложений нашего Комитета, обсуждавшихся на Госсовете, предполагало разработку механизмов особого экономического регулирования для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций с целью развития инфраструктуры курортов. Имеется в виду не столько создание безналоговых зон, а ряд комплексных мер, направленных на стимулирование развития туризма в регионах, и которые по поручению президента еще предстоит разработать правительству. Это могут быть не только налоговые и таможенные льготы, но и упрощение визовых формальностей, предоставление доступных кредитов и другие меры правового и экономического характера. Причем такие механизмы успешно используются в ряде стран, имеющих известные курорты и туристские центры, в том числе и членах ВТО. В России подобные территории есть практически в каждом регионе: и в Южном федеральном округе, и в Северо-Западном, и на Дальнем Востоке. Но, думаю, приоритетными должны стать те, в которых уже имеется определенная курортно-туристская инфраструктура, а также там, где туризм уже признан одним из важных для региона направлений. На заседании президиума Госсовета предложено создать такие зоны в Краснодарском крае, также нашим Комитетом рассматривается проект федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Думаю, механизм особого экономического регулирования, отработанный на одном или нескольких регионах, впоследствии можно будет использовать и для других, учитывая региональные особенности.

- Очевидно, что для развития санаторно-курортного комплекса потребуются и особенные условия – в области налогообложения и привлечения инвестиций. Что сейчас затрудняет этот процесс?

- Для того чтобы российские курорты достигли международного уровня, необходимо, конечно же, привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Сейчас в России значительная их часть направляется в топливно-энергетический комплекс, транспорт, промышленность и лишь незначительная часть – в курортно-туристский комплекс. Российским и зарубежным инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в этот вид бизнеса. Поэтому необходимо на федеральном и региональном уровнях создать все необходимые условия для формирования более благоприятного инвестиционного климата в рекреационных регионах, ведь капитал идет туда, где ему выгодно и где он защищен. В частности, формирование благоприятного инвестиционного климата представляет собой комплекс правовых и экономических мер – в него входит подготовка законодательных и нормативных основ в области инвестиционной деятельности в рекреационных регионах. Я имею в виду не только налоговые и таможенные льготы и другие экономические меры, но и конкретный механизм государственных гарантий под инвестиции, которые обеспечивали бы как российским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а также страхование инвестиционных рисков. В инвестиционную привлекательность входит и обслуживание инвестора по принципу «единого окна», так как степень административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях очень высока. Возьмем, к примеру, Краснодарский край. Здесь действует закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», в котором говорится и о налоговых льготах, и о госгарантиях по инвестиционным проектам, и об инвестиционных кредитах из краевого бюджета. В Калининградской области принят закон «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области». Принимаются подобные законы и в других регионах.

- Какими могут быть формы взаимодействия с потенциальными инвесторами, кто может выступать в их качестве?

- Основными и самыми значимыми формами взаимодействия с потенциальными инвесторами являются инвестиционные выставки, симпозиумы, экономические форумы в России и за рубежом. Например, совсем недавно в Санкт-Петербурге под патронатом президента проводился восьмой Петербургский международный экономический форум – это главный экономический саммит России и СНГ. В его рамках прошли выставки, в том числе и инвестиционных проектов, в которых приняли участие Южный Федеральный округ РФ, Чехия, Армения. Также в Краснодарском крае в сентябре пройдут ежегодный международный экономический форум «Кубань – 2004» и одновременно – выставка и конкурс инвестиционных проектов. На такие мероприятия приезжают не только со всей России, но из-за рубежа, в том числе и потенциальные инвесторы.

- Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько неоднократно говорил о необходимости развивать именно лечебную составляющую на отечественных курортах, подчеркивая при этом, что без поддержки государства сделать это будет трудно. Стоит ли ожидать выделения средств или какого-либо еще содействия?

- Лечебная составляющая российских курортов во многом уникальна. Это и природные лечебные ресурсы, и методики лечения, и кадровые ресурсы. Подобные услуги, если и есть в других странах, обходятся гораздо дороже. Чтобы сохранить этот уникальный потенциал и сделать его конкурентоспособным, в том числе и на мировом рынке, конечно, нужна государственная поддержка в рамках комплекса мер по развитию курортов. Так, в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета обсуждалось одно из предложений администрации Кавказских Минеральных Вод составить государственный реестр курортного фонда России. Отсутствие такого официального правового акта даже в отношении курортов федерального значения сдерживает их развитие. А ведь финансирование курортов, включая транспортную, инженерную и другую инфрастуктуры, согласно законодательству, должно осуществляться в соответствии с федеральными программами, в том числе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Кроме того, администрация этого региона предлагала провести полную инвентаризацию месторождений минеральных вод, лечебной грязи и других природных лечебных ресурсов – основ экономического развития бальнеологических курортов. Думаю, одна из важнейших составляющих развития этой сферы – создание в России благоприятного информационного фона о возможностях курортно-рекреационного комплекса, рекламы отечественных курортов. Кстати, одно из предложений нашего Комитета, обсуждавшееся на Госсовете, было как раз о создании единой системы информационного обеспечения и проведения рекламной деятельности для продвижения национальной марки курортов России на внутреннем и международном уровнях. Без государственной поддержки, в том числе выделения дополнительных средств, здесь не обойтись.

- Есть ли сейчас необходимость в возобновлении федеральной целевой программы развития туризма, или же стоит сконцентрироваться лишь на пересмотре действующего законодательства о туристской деятельности и механизме рыночного регулирования?

- Наряду с механизмами особого экономического регулирования в курортных регионах в экономические меры по развитию российского курортно-туристского комплекса входит разработка и реализация федеральных, региональных, отраслевых программ. Их преимущество – в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Причем методами, в полной мере вписывающимися в механизм рыночной экономики. Есть программы, направленные на развитие топливного и энергетического комплексов, транспорта, связи, машиностроения и других отраслей. Но по федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации 1995–2005 гг.» финансирование прекращено. Если же говорить о международном опыте, то в Италии ежегодно в Министерство производственной деятельности представляется трехлетняя Национальная программа продвижения туризма и годовые планы по ее выполнению. На Украине существует Государственная программа развития туризма в Украине на 2002–2010 гг. Думаю, в России необходимо возобновить финансирование федеральной программы по развитию туризма, наполнив ее новым экономическим содержанием.

- Можно ли говорить о перспективах доходности санаторно-курортного комплекса? Каков его потенциал?

- Россия обладает огромным и уникальным потенциалом для развития туризма, в том числе и лечебно-оздоровительного. В Карелии проведено исследование, согласно которому эта отрасль по вкладу в бюджет с учетом мультипликативного эффекта может превосходить лесодобывающую и обрабатывающую. В Калининградской области курортно-туристская сфера уже перешла из расходной части в доходную, причем бюджетообразующую отрасль этого региона. В Краснодарском крае она – один из важнейших источников доходов наряду с сельским хозяйством и промышленностью. А объем услуг курортно-туристского комплекса составляет третью часть от общего объема платных услуг населению края. Ежегодно увеличиваются налоговые платежи: в 2003 г. они составили более 1,5 млрд рублей, это на 32,6% больше, чем в 2002 г. На заседании Госсовета было сказано, что Россия использует свой туристский потенциал всего на 20%, и нужно отметить, что практически в каждом регионе имеются курорты федерального, регионального или местного значения, туристские центры. Прямо или косвенно эта сфера связана с более чем 30 отраслями экономики. Очевидно, что помимо оздоровления россиян туризм может вносить значительный вклад в развитие и регионов, и страны в целом.