Travelport с 18 января

Депутаты предлагают отменить НДС на внутренние рейсы и ввести на международные

Для внесения в Госдуму подготовлен проект закона об изменениях в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих введение НДС на услугу по международным авиаперевозкам. При этом на внутренние рейсы ставку НДС предлагается обнулить с сегодняшних 18%. Как ожидается, новая мера станет дополнительным стимулом для авиакомпаний и туроператоров к расширению программ по России, к росту внутреннего туризма. Сейчас ставка НДС в 18% на внутренних линиях не действует лишь в отношении двух субъектов РФ – Крыма и Севастополя. После присоединения к России они пользуются налоговыми льготами, прежде всего, для подержания турпотока.

О том, что внутреннюю пассажирскую авиацию нужно поднимать и удешевлять, представители авиа- и турбизнеса говорят давно. Вот уже несколько десятилетий в России, по данным Росавиации, сохраняется стабильный спрос на авиаперевозки лишь на международных рейсах. В прошлом году за рубеж российские авиакомпании перевезли 45,3 млн. пассажиров. Еще около 20 млн. человек на международных рейсах перевезли иностранные компании, работающие в России. Популярностью внутри страны пользуются лишь перелеты из регионов в три международных аэропорта Московского авиационного узла («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево») и питерский «Пулково», из которых значительная часть пассажиров улетает за рубеж.

Если из совокупного показателя объема внутренних авиаперевозок, который в 2013 году составил 39,2 млн. человек, исключить транзитные рейсы до столичных аэропортов, можно оценить реальный объем регионального авиасообщения в 8,5 млн. человек. Низкий спрос во многом обусловлен сложившимся на рынке неприемлемым уровнем цен. Как свидетельствует Росавиация, в среднем перелет туда-обратно внутри страны, по данным на август прошлого года, стоил 21,3 тыс. рублей. По оценке аналитиков ВЭБа, это 73% ежемесячного заработка россиянина. В то время как, например, в США стоимость билетов не превышает 5-10% зарплаты.

При этом цены на внутренние рейсы повышаются заметнее, чем на международные. Так, согласно исследованию агентства Biletix, за три года билеты на трех самых популярных внутренних направлениях (Москва – Калининград, Москва – Санкт-Петербург и Москва – Сочи) подорожали на 62%. За тот же период цены на зарубежные (включая ближнее зарубежье) перевозки по лидирующим направлениям снизились на 18%. Прошедшим летом средняя стоимость билета внутри страны снизилась с 8323 до 8309 рублей (0,1%), а на международные рейсы – с 10654 до 10457 рублей (1,8%). Тем не менее, спрос на перелеты внутри страны растет. Прошлым летом соотношение проданных билетов по стране и за рубеж было почти равным – 50,4% и 49,6% соответственно, а нынешним летом портал бронирования зафиксировал серьезный скачок продаж внутренних перевозок по сравнению с международными – 60,6% и 39,4%.

По данным РСТ, сегодня в структуре российского турпродукта стоимость транспорта составляет 40%. При этом улететь в Турцию, Грецию или Таиланд из Барнаула, Новосибирска, Кемерово, Томска и многих других крупных региональных центров проще и дешевле, чем в Сочи, Анапу или Симферополь. Краеугольный камень, мешающий серьезному росту турпотока на курорты Краснодарского края, – стоимость перевозки. Например, в начале августа 2014 года, то есть в пик летнего сезона, стоимость билета на прямой рейс из Барнаула в Сочи и обратно составляла 32 тыс. рублей, а полный турпакет на неделю в Турцию с вылетом из этого же города – 27 тыс. рублей. Еще хуже ситуация в Новосибирске. Прямой перелет в Сочи и обратно в начале августа стоил 45 тыс. рублей, а недельный отдых в Турции с авиабилетом, проживанием и питанием по системе «все включено» – от 23,5 тыс. рублей.

По словам коммерческого директора компании «Астравел» Алексея Ярошевского, все страны принимают меры по поддержке внутреннего туризма, так что снижение стоимости перелета туроператоры могут только приветствовать. «Однако обнуление ставки НДС – лишь одна из мер. Для качественного скачка в развитии отдыха внутри страны нужны более решительные, а главное, комплексные меры. Сейчас в регионах многое делается для туризма, тем не менее, до современного, конкурентного уровня нашей инфраструктуре туризма еще очень далеко», – сказал он RATA-news. Надо снижать стоимость не только перевозки, но и отелей – за счет уменьшения налогового бремени, аренды земли или других мер. Несмотря на то, что качество российских отелей за последние годы значительно выросло, им по-прежнему непросто конкурировать с гостиничным сектором многих стран, за плечами которых десятилетия развития туризма. Да и самим россиянам трудно понять, почему в своих отелях они должны платить столько же, сколько и за рубежом. Согласно исследованию Hotels.com, для жителей Китая размещение в отечественном отеле обходится на 2032 рубля дешевле, чем за рубежом, для индийцев – на 1628 рублей. У россиян же разница между расходами на отели внутри страны и за ее пределами незначительна – 386 рублей. При такой разнице и дорогой перевозке гораздо проще сделать выбор в пользу зарубежного курорта.

Не отрицая важности снижения НДС, генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин предположил, что резонанс от него именно в туризме будет невелик: «Возьмем массовый пляжный отдых, например, курорты Краснодарского края, где, по оценкам местной администрации, ежегодно отдыхает 10-12 млн. человек. Лишь 1,5-2 млн. из этого потока прибывает через аэропорты, а основная часть – по железной дороге, на автомобилях или автобусах». По словам г-на Ромашкина, внутренний туризм пока – вообще не авиационная тема. В супервостребованный туристами Санкт-Петербург 90% россиян едет поездом. При этом авиабилеты в этот город дорогими назвать нельзя. Снижение стоимости на 18% не сможет кардинально изменить потребительский стереотип. К тому же, как полагает эксперт, вряд ли удешевление составит все 18%, в лучшем случае можно ждать 10%.

Генеральный директор компании «Роза ветров» Ирина Глазкова согласна с коллегами: «Обнуление НДС для внутренних перевозок – долгожданный шаг. Он, несомненно, даст положительный эффект. Тем не менее, рассчитывать при этом на какой-то прорыв или толчок к развитию внутреннего туризма не стоит. Особенно сейчас, когда спрос падает по чисто экономическим причинам». По словам Ирины Глазковой, от новой ставки НДС выиграет однозначно лишь Крым, с которым нет пока железнодорожного сообщения, а автомобильное – оставляет желать лучшего.

В РСТ также уверены, что проблема не только в НДС, но и в стоимости авиатоплива, аэропортовых сборов, неразвитой авиа- и туристической инфраструктуре. Из примерно тысячи существующих в России аэропортов работает не более 400. То есть, для снижения стоимости внутренних перелетов надо решить множество и других проблем. Это мнение разделяет председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. По его словам, проблема дороговизны авиабилетов внутри страны базируется на множестве объективных причин, включая дорогое топливо из-за отсутствия конкуренции на этом рынке, убыточных аэропортов с двумя рейсами в день, где расходы на содержание всего аэропорта вынуждены включать в стоимость этих билетов, и многое другое. Эксперт указывает и на нежелание самих компаний снижать цены. «При введении невозвратных авиабилетов тоже ждали снижения цен. Но ни у Росстата, ни у Росавиации нет надежной статистики по средним тарифам, и перевозчикам легко сделать вид, что они это выполнили. Так и снижение НДС может лишь увеличить маржу перевозчиков, а цены на билеты останутся на прежнем уровне», – сказал он «Эксперту».

Обсуждая возможность введения ставки НДС на услугу по международным авиаперевозкам, необходимо учитывать нынешнее состояние туристической и авиационной отраслей. «Турбизнес и перевозчики констатируют резкое падение спроса на поездки, туризм пострадал от череды банкротств, а авиакомпании сообщают об убытках по итогам первого полугодия. РСТ считает, что, стимулируя внутренние перелеты, не надо одновременно повышать издержки перевозчиков на международных рейсах», – говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. Тем более что Черноморское побережье России не может вместить всех любителей пляжного отдыха – емкость этого рынка слишком мала для нашей огромной страны с холодным климатом и долгой зимой. Поэтому нельзя лишать россиян возможности ездить в теплые страны, к другим морям.

Глава налогового комитета «Деловой России» Марина Зайкова также считает увеличение налогового бремени для международных рейсов излишним. «Конечно, неправильно, что сегодня огромный внутренний рынок авиаперевозок заполнен западными компаниями. Однако повышение НДС на международные воздушные перевозки – скользкий вопрос, поскольку Россия – член ВТО, а там любое налогообложение услуги встречают в штыки. Так что не знаю, насколько это законно. На мой взгляд, толчок развитию внутренних авиаперевозок дало бы и одно освобождение от НДС. И логика процесса тогда была бы понятна», – пояснила она.

Авиаэксперты уверены, что заставить платить НДС иностранные авиакомпании мы не сможем, и основной удар в случае принятия этой инициативы придется на российских перевозчиков, а это чревато новыми проблемами. Сегодня российские авиакомпании продают билеты за рубли, а затраты на обслуживание и ремонт парка, не говоря уже о покупке новых самолетов, привязаны к доллару. В результате введения НДС на международные авиаперевозки сократится их валютная выручка, что приведет к их уходу с мирового рынка и банкротству многих компаний.

 

Светлана Ставцева, RATA- news