Travelport с 18 января

«Трансаэро» до конца этой недели перейдет под контроль «Аэрофлота»

До 7 сентября, то есть до начала следующей недели, «Аэрофлот» получит контроль над операционной деятельностью «Трансаэро», обеспечит перевозку пассажиров, оплату услуг аэропортов и топливно-заправочного комплекса, выплату заработной платы персоналу. Об этом говорится в сообщении Минэкономразвития России. Ведомство предполагает, что сделка будет закрыта в течение сентября. Покупателем должен выступить сам «Аэрофлот» или его дочерняя компания «Аэрофлот-финанс». Минэкономразвития России считает, что сделка приведет к сокращению избыточных провозных емкостей на авиарынке и стабилизирует ситуацию в отрасли.

Обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» будет проводиться «Аэрофлотом» после согласования с банками программы реструктуризации долга компании. Пока такой программы нет, однако известно, что реструктуризация задолженности перед кредиторами должна завершиться до конца октября. Кредиторами «Трансаэро» по долгосрочным и краткосрочным займам выступают 16 банков, в том числе «Газпромбанк», «Россельхозбанк», «Открытие», ВТБ, «Сбербанк», «Московский кредитный банк», «Альфа-банк» и другие. Основные кредиторы «Трансаэро» – «Сбербанк» и ВТБ. При этом чиновники готовы рассмотреть обращение «Аэрофлота» на предоставление госгарантий после согласования с кредиторами условий реструктуризации или рефинансирования долга «Трансаэро». Однако использовать другие формы господдержки по этой сделке Минэкономразвития не планирует. Отдельно будут рассмотрены вопросы реструктуризации парка воздушных судов.

Совет директоров «Аэрофлота» вчера одобрил участие группы в санации «Трансаэро». В соответствии с директивой правительства принята к рассмотрению оферта акционеров «Трансаэро» на продажу не менее 75% плюс 1 акция в течение 24 дней по цене не более 1 рубля. О такой же сумме сделки сообщило и Минэкономразвития. Но, как ранее сказал глава «Трансаэро» Александр Плешаков, ни руководство компании, ни ее акционеры не были инициаторами консолидации. «Трансаэро» предлагало два иных сценария: создание банковского синдиката либо финансовая докапитализация компании.

Финансовым консультантом по проекту санации решено привлечь одного из кредиторов – «Сбербанк». Вчера же глава банка Герман Греф упрекнул менеджмент «Трансаэро» в серьезных ошибках, которые допускались в течение довольно продолжительного времени и в итоге привели к неплатежеспособности.

Высокие темпы развития «Трансаэро» требовали привлечения заемного финансирования. Банки делали это охотно, поскольку у компании были сильные позиции в сегменте международных туристических перевозок, как чартерных, так и регулярных. Однако полтора года назад ситуация на туристическом рынке начала резко меняться, надо было перестраиваться. В 2014 году «Трансаэро» попробовала переориентироваться с туристических направлений на внутренние и предлагала пассажирам привлекательные цены ниже рынка. Но демпинг и другие меры только нарастили убытки, нужна была внешняя помощь, а в ней было отказано. Не исключено, что причиной отказал стала агрессивная коммерческая политика «Трансаэро» последних месяцев: авиакомпания в больших объемах распродавала недорогие билеты, а потом, как полагают, использовала это в качестве переговорной позиции с правительством, которое решало вопрос о господдержке.

Предполагается, что на следующей неделе совладельцы «Трансаэро» проведут встречу, на которой договорятся о том, как будет проходить сделка с «Аэрофлотом». Скорее всего, совладельцы «Трансаэро» будут продавать пакеты пропорционально своим долям. По данным «Коммерсанта», 39,62% акций компании напрямую принадлежит семье ее основателей – Ольги и Александра Плешаковых, 13,01% – дочерней компании самого перевозчика «Трансаэро-финансы», 6,4% – кипрской Start-Up Investment, одним из совладельцев которой является финансист Евгений Бернштам (ранее этот пакет принадлежал старому партнеру Плешаковых, первому зампреду «Сбербанка» Льву Хасису). 54,35% акций записаны на Национальный расчетный депозитарий, их реальные владельцы не раскрываются. Известно лишь, что 4,5% акций компании принадлежит председателю совета директоров аэропорта «Внуково» Виталию Ванцеву. По оценке источника РБК, на самом деле Плешаковы сейчас контролируют от 62% до 65% акций авиакомпании.

 

Светлана Ставцева, RATA-news