«Правила игры не менялись, просто «РоссТур» не справился с управлением»
Сообщение компании «РоссТур» о том, что она приостанавливает сотрудничество с туроператорами «Пегас Туристик», Coral Travel и Sunmar, разосланное турагентствам вечером 2 октября, наделало много шуму и породило немало вопросов.
Информация была подхвачена центральными и отраслевыми СМИ, и на туроператоров обрушился шквал звонков от агентств, встревоженных возможными проблемами у столь уважаемых компаний. Но они, тем не менее, хранили молчание, и в отраслевой прессе до конца дня не появилось ни одного комментария, разъясняющего ситуацию. Хотя проблемы, понятно, были не у них, как решили некоторые агентства, а у центра бронирования «РоссТур».
В прямом эфире на портале TourDom.ru гендиректор «РоссТура» Александр Недополз рассказал, что по всем туристам, отправившимся на отдых, оплата проходила вовремя. «По остальным броням у нас задолженность была – как и у всех», – уточнил он. По его словам, ситуация стала критической, когда сразу несколько туроператоров в категоричной форме потребовали от центра бронирования перехода на новые условия оплаты. «Мы получили огромный список заявок – напротив каждой из них стоял штраф за несвоевременный перевод средств в размере от 30% до 100% стоимости тура, и все это в форме ультиматума. Никакая компания не сможет ничего сделать, когда таким путем «ставят на колени» и требуют в течение трех дней оплату туров вперед», – сказал Александр Недополз.
Однако, как пояснили RATA-news в одном из крупных операторов-партнеров «РоссТура», г-н Недополз лукавит – главное случилось еще до «коленей». «Единичные аннуляции из-за неоплаты – не редкость для любого крупного оператора, и делает это робот, автоматически. Но в последние дни ежедневных аннуляций по заявкам от «РоссТура» стало намного больше. Дозвониться было невозможно, во многих городах, где представлен этот центр бронирования, трубку не брали. Потом «РоссТур» прислал гарантийное письмо, затем еще одно, но денежные средства так и не поступили. Условия оплаты туров не изменились, они в прежнем виде размещены на нашем сайте», – утверждает туроператор. По его словам, ждали до последнего, потому что никто не был заинтересован в разрыве с таким многолетним и эффективным партнером. Получается, правил никто не менял, просто "РоссТур" сам не справился с управлением, и перевел стрелки на других.
Действительно, «РоссТур» – заметный участник рынка. Формально это туроператор – в реестре содержатся сведения о трех юрлицах компании: ООО «Развитие Общественной Системы Сервиса и Туризма» (ООО «РоссТур»), ООО «Туроператор РТ-Центр» и ООО «Туроператор Р-Тур». Гражданская ответственность каждого застрахована в компании ERV на общую сумму 50 млн рублей. На деле это – центр бронирования, туры для своих клиентов через него покупали, судя по сайту компании, 422 агентства в 161 городе. Больше всего в Екатеринбурге – 54, в Санкт-Петербурге – 44, в Москве – 19, в Омске – 17, в Самаре – 15, также заметное количество «точек продаж» есть в Казани, Нижнем Новгороде, Тольятти.
По мнению экспертов, конфликт сети «РоссТур» с туроператорами «Пегас», Coral Travel и Sunmar – отражение напряженной ситуации на рынке из-за экономической нестабильности и падения спроса. Как следствие – усиление конкуренции, уход с рынка игроков, не справившихся с возросшими требованиями. В этом смысле, как ни печально, произошедшее с «РоссТуром» вполне закономерно.
С другой стороны, как полагают участники обсуждения в онлайн-эфире Tourdom, даже на серьезные конфликтные ситуации турбизнес вполне мог бы реагировать цивилизованно и выходить из них достойно. В случае с «РоссТуром» туроператоры выбрали самый простой и действенный способ давления на розницу, а можно было бы сделать и подипломатичнее. «Туроператоры так резко остановили работу с центром бронирования, скорее всего, потому что опасались роста задолженности и хотели обезопасить своих клиентов, – уверен управляющий партнер E-center Александр Лобанов. – Риски можно снизить, используя сплитование, когда на уровне банка платеж от клиента разделяется на две части – одна идет туроператору, другая – турагенту». За последние полтора года около 30% платежей E-center проходит именно в этом формате.
В своей рассылке агентствам «РоссТур» не указал на причины приостановки работы с операторами. Но профессионалы и так поняли, что прервать отношения с партнером заставили, скорее всего, его долги. На этом фоне молчание туроператоров, отсутствие четких объяснений понять трудно, тем более что в отношении «РоссТура» они выступили фактически пулом. В итоге агентства решили, что на них начато «наступление». «Туроператоры вводят против розницы санкции или выдавливают с рынка центры бронирования. Я не хочу в это верить, но получается, что так», – сказал глава группы компаний TBS Рашад Мамедов.
Вот почему, по словам генерального директора компании Click Voyage Игоря Козлова, это «история не про «РоссТур», а про весь рынок». «Наша проблема в низкой договороспособности, нежелании слышать партнера. Уверен, что проблему можно было решить до вынесения ее на широкую общественность. Если меняется ситуация на рынке, меняются или ужесточаются правила игры, туроператоры должны донести это до агентств, вести с ними разъяснительную работу. А у не ограничиваться отписками, что «вся информация на сайте», – заметил он.
Генеральный директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов согласен, что, помимо внешних факторов, влияющих на турбизнес, есть еще и сугубо внутренние, цеховые проблемы, без решения которых уже невозможно двигаться вперед. «Государство не будет заниматься бизнес-этикой, это наше дело, и мы можем эти проблемы урегулировать на своем, цеховом уровне», – сказал он.
Кроме того, необходимо урегулировать статус центров бронирования, которые оказались вне правового поля. «С точки зрения законодательства это несуществующий субъект деятельности. Между тем, это быстро развивающийся бизнес, востребованная посредническая система, которая позволяют агентствам минимизировать расходы на управление», – сказал г-н Мохов.
Александр Лобанов также уверен, что трудности «РоссТура» – не проблемы центров бронирования вообще, а конкретно этой компании: «Центры бронирования будут работать и дальше, это перспективная форма бизнеса». С коллегами согласен генеральный директор «Слетать.ру» Андрей Вершинин: «Рынок центров бронирования не умрет, они нужны многим агентствам. В отличие от агентств, центры могут себе позволить иметь качественное программное обеспечение, сопоставимое с технологиями ведущих операторов. Другое дело, что им надо учиться жить в условиях падения спроса, низкой маржинальности и падающего рубля».
Светлана Ставцева, RATA-news