Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Франчайзи «РоссТур» чувствуют себя заложниками ситуации

04:00, 4 октября 2018

Для турагентств, работающих под вывеской «РоссТур», вчерашний день прошел крайне нервно. В рабочие чаты, профессиональные группы и сообщества в соцсетях и мессенджерах весь день стекалась разная, порой противоречивая информация о том, что происходит с компанией, которую накануне отключили от систем бронирования сразу три крупных оператора – «Пегас Туристик», Coral Travel и Sunmar. Позже к ним присоединился еще и «Интурист».

Как уточнили в разговорах с корреспондентом RATA-news турагенты – в основном, индивидуальные предприниматели с небольшой клиентской базой, их работа осуществляется по договору франшизы, который запрещает иметь прямые отношения с туроператорами, поэтому все заявки и оплаты по турам проходят через личные кабинеты на сайте «РоссТур». Проблемы взаимоотношений центра бронирования с вышеуказанными операторами сразу отразились на работе всей сети. Многие заявки как на ближайшее время, так и в глубину, давно и полностью оплаченные агентами, оказались аннулированы.

Руководитель одного из офисов «РоссТур» в Екатеринбурге Сергей Шелест рассказал RATA-news, что на ближайшее время у них было несколько заявок у «Пегаса». Часть из них имеют статус неоплаченных, другие оплачены частично. «До «РоссТур» дозвониться невозможно. Сейчас нам скинули бланки для заполнения на возврат денежных средств. Туристов уже предупредили, реакция плачевная, – говорит собеседник. – Средняя цена туров – 80-120 тыс. рублей, и для каждого клиента это удар».

Есть у этого агентства заявки и по другим туроператорам вплоть до января, некоторые оплачены частично. «Мы сейчас пытаемся уточнить, какую сумму «РоссТур» перевел операторам, чтобы доплатить напрямую, а деньги потом взыскать», – сказал Сергей Шелест.

Вчера днем турагентства получили от «РоссТур» рассылку, в которой компания просит партнеров следовать таким рекомендациям.

1. Прислать заявление на возврат денежных средств по приложенному образцу.

2. Бронирование новых заявок производить в текущем режиме (кроме «Пегаса», Coral, Sunmar и «Интурист»), оплату производить самостоятельно напрямую по квитанции в заявке.

3. По заявкам, заведенным до 3 октября и аннулированным операторами, можно запросить восстановление брони, при этом повторно оплатить тур напрямую оператору. «Возврат агентству 100% суммы тура по таким заявкам будет производиться по заявлению выше», – говорится в рассылке.

«У нас заявки на ноябрь, их немного, но в октябре они должны быть оплачены, – рассказала руководитель одного из офисов «РоссТур» в Новосибирске Юлия Бакланова. – По одной из них «РоссТур» сделал предоплату оператору, по остальным – нет. Мы же все деньги давно внесли, и всегда делаем это, как только получаем средства от туристов. Работаем так с 2013 года, и проблем никогда не было, поэтому не знаем, что сейчас делать. Есть клиенты, которые просят подобрать туры, но я уже не решаюсь. В личном кабинете нам написали, что оплачивать нужно напрямую туроператору. Но у нас нет прямых договоров – непонятно, как это должно происходить?»

Многие из опрошенных турагентств отказались комментировать ситуацию от своего имени. Чаще всего мотивировали это тремя причинами. Первая: верят, что все разрешится благополучно и «не хотели бы нагнетать». Вторая: владельцы, помимо франшизы «РоссТур», имеют еще юрлицо под независимым брендом и не хотят бросить на него тень, а также опасаются, что в головной компании узнают, что они нарушают договор. Третья: страх, что их нелестный комментарий в отраслевой прессе может послужить поводом для отключения агентства от системы. Впрочем, некоторые собеседники узнали о проблемах «РоссТур» от корреспондента RATA-news.

Нашлись и те, кто готов оплачивать заявки повторно из своего кармана, чтобы отправить туристов. «У нас одна заявка на октябрь. Туристы в курсе происходящего, мы внесем за них деньги сами, а потом будем ждать от «РоссТур» обещанных возвратов, – сказал руководитель одного из офисов в Екатеринбурге на условиях анонимности. – В работе еще девять заявок по отключенным операторам, глубина разная, будем решать по ситуации».

«У нас больше десяти заявок. Туристы в любом случае улетят, оплатим из собственных средств компании, – сказала, также на условиях анонимности, представитель одного из офисов «РоссТур» в Омске. – Мы приняли такое решение, потому что хотим сохранить свое доброе имя».

В разговорах с агентствами фигурируют названия туроператоров, которые не упоминаются в числе остановивших сотрудничество с центром бронирования. «У нас больше 20 заявок на ближайшее время, общая сумма два с лишним миллиона рублей, мы полностью рассчитались с «РоссТуром». Вчера нам аннулировали бронь у «Библио Глобуса» с вылетом 10 октября. Сказали, что оплаты нет. Нас просят оплатить повторно операторам напрямую, но у меня такой возможности нет. Туристов не интересует, что нас кто-то кинул – договор они заключили с нами и деньги отдали нам. И что мне делать? Выброситься из окна?».

Агенты говорят, что обычно в системе посредника заявки получали статус оплаченных в среднем за неделю до вылетов, даже если средства за тур были переведены «РоссТуру» задолго до этого. Большинство не верят, что получат обратно деньги за повторную оплату броней. Многие взяли паузу на пару дней, чтобы определиться с дальнейшими действиями.

Генеральный директор компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин говорит, что для агентств ситуация сложилась непростая, и они в очередной раз примут на себя основную часть претензий от туристов. В пользу розницы, по его словам, играют несколько факторов. Во-первых, три юрлица «РоссТура» внесены в реестр туроператоров, общая сумма фингарантий составляет 150 млн рублей. Поэтому многое будет зависеть от того, какое юрлицо было указано в договорах с туристом. Если то, которое есть в реестре, то риски агентства существенно снижаются. В этом случае они могут ссылаться на ст. 9 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», где говорится об ответственности туроператора за исполнение обязательств по договору. И если «РоссТур» официально объявит о прекращении туроператорской деятельности, у туристов и агентов будет шанс получить выплаты за счет страховой компании. Если в договоре значится другой оператор, то взыскивать деньги агентствам и туристам придется в судебном порядке.

«Во-вторых, не стоит забывать, что агент в любом случае посредник и действует по поручению и за счет принципала – независимо от того, состоит тот в реестре туроператоров или нет. Согласно постановлению пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», размер ответственности турагента (посредника) ограничен суммой агентского вознаграждения», – комментирует г-н Байбородин. Юрист рекомендует агентствам сейчас дождаться ясности по поводу того, продолжит ли «РоссТур работать или нет. На претензии туристам направлять предварительные ответы, а дальше действовать в зависимости от ситуации – обращаться в страховую компанию от имени туристов, возвращать деньги полностью или частично или отказывать, ссылаясь на закон и судебную практику.

В профессиональных группах, тем временем, многие агенты отмечают, что в договорах с туристами «РоссТур» не фигурирует. Также делятся информацией о неоплаченных и аннулированных заявках других туроператоров, жалуются на то, что сложно связаться с кураторами «РоссТур», что туристы уже грозят судом.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно