Тревелпорт

«Интурист» продается?

Китайская инвестиционная компания Fosun может получить 100% акций российского туроператора «Интурист» после банкротства британского холдинга Thomas Cook, если договорится с внешними управляющими, сообщил «Интерфакс-Туризм» со ссылкой на источник в сегменте въездного туризма.

Туроператора «Интурист» связывают тесные рабочие отношения с компанией Thomas Cook China, созданной британским концерном совместно с Fosun. Сейчас, после банкротства холдинга, китайский инвестор рассматривает возможность покупки бизнеса «Интуриста» целиком.

«Thomas Cook China – один из самых быстрорастущих туроператоров китайского рынка. Как следует из отчетности группы Thomas Cook, за последний год объемы компании выросли в восемь раз. Возможная покупка «Интуриста» гарантирует Fosun качественное обслуживание китайских и сингапурских групп и бизнес-туристов в России и позволит получать большие доходы от роста въездного турпотока в связи с введением электронных виз», – уточнил источник.

По его данным, благодаря сделке «Интурист» также сможет укрепить свои позиции на выездном рынке Китая – прежде всего, на острове Хайнань – и в Юго-Восточной Азии. Также Fosun может инвестировать в строительство отелей в России, загрузку которым будет обеспечивать «Интурист».

Газета «Известия» со ссылкой на источники, близкие к Ростуризму и знакомые с ситуацией, подтвердила интерес китайского фонда к российскому туроператору. Как пишет издание, Fosun начал наводить справки об «Интуристе» еще до того, как обанкротилась Thomas Cook.

В «Интуристе» на официальный запрос «Известий» о том, ведутся ли переговоры с Fosun, ответили уклончиво. Отказались от комментариев и в Fosun, и в Ростуризме.

Напомним, до 2010 года «Интурист» входил в холдинг АФК «Система». Затем было объявлено о создании совместного предприятия между российским туроператором и группой Thomas Cook. В конце прошлого года «Система» полностью вышла из этого бизнеса, и 100% предприятия перешли к британской тревел-группе.

В «Интуристе» заявили, что выступают российским лидером по приему иностранных туристов, входят в тройку компаний по внутренним направлениям и в пятерку крупнейших национальных туроператоров. Правда, на вопрос «Известий» об объеме продаж не ответили, сославшись на коммерческую тайну. По данным СПАРК, объем продаж ООО «Туроператор Интурист» составил 3,4 млрд рублей за 2018 год. В виде выручки организация получила 1,3 млрд рублей, но при этом чистый убыток составил 0,5 млрд рублей.

Исходя из публичных данных, стоимость «Интуриста» можно оценить в диапазоне 2,5-3 млрд рублей, считает аналитик «Финама» Алексей Коренев.

Впрочем, интерес к покупке «Интуриста» может проявить не только Fosun, полагает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. У компании неплохие позиции на внутреннем и выездном рынке. Но главное – она очевидный лидер по приёму иностранных туристов. Это наиболее перспективный сегмент отечественного рынка, потому что спрос формируется не за счет сравнительно невысоких доходов наших граждан, а за рубежом, где он неизмеримо больше, и растет высокими и устойчивыми темпами. Тем более что вскоре будут введены электронные визы.

Поэтому, образно говоря, покупатель «Интуриста» получит ключ к въездному туризму в России. Но не только, и не столько в виде бренда, сколько в лице самой команды сотрудников компании, где каждый специалист стоит дорого – в буквальном смысле. На туристическом рынке кадры особо ценны, поскольку за конкретными людьми на протяжении долгих лет закреплены целые направления, и их связи с партнерами уникальны. Главным бенефициаром в этой истории станет их будущий работодатель.

Однако, как считают некоторые эксперты, этим бенефициаром должен стать не китайский инвестор, а российское государство.

«Интурист» – старейший отечественный бренд, исторически принадлежавший СССР, а потом и России. Во времена СССР у компании было более 100 офисов в других странах. В Германии сотрудники компании работали вместе в офисах с «Аэрофлотом», в Италии поднимали, помимо основных рейсов, по 28 чартеров в месяц в сезон исключительно с итальянскими туристами, Северная Америка, Южная – все континенты были соединены паутиной сети Интуриста.

Как пишет kp.ru, осколки гиганта-туроператора удалось сохранить даже после распада СССР. Так стоит ли продавать такой весомый бренд иностранцам? «Ведь это как продать Собор Василия Блаженного или Эрмитаж Китаю или в Эмираты. Если учесть, что у нас то революции, то войны, а «Интурист» как стоял так и стоит, то такие репутационные показатели спокойно перекрывают и самого Thomas Cook, – пишет издание. – Может, сейчас, когда рухнул иностранный туристический монстр, российскому правительству стоит вернуть нам наш бренд и сделать его именно тем, что видели в нем иностранцы все предыдущие 85 лет?».