Тревелпорт

Питерские фирмы озабочены возможным повышением цен в музеях

На очередном заседании Комиссии Северо-Западного отделения РСТ по въездному туризму, которое, как мы уже сообщали, прошло в крупнейшем на Северо-Западе комплексе развлечений «Диво-остров», одним из самых важных вопросов стало дальнейшее взаимодействие с основными музеями Санкт-Петербурга и пригородов. Напомним, что на заседании присутствовали руководители и представители крупнейших принимающих туристических компаний Санкт-Петербурга – «Ника», «Арктур Трэвел», «Балтик Трэвел Компани», «Арктур Трэвел», Fremad Russia, «Нордик Трэвел», «Космос», «Русские Круизы», «Дюйм», «Фаворит», «Ленарт Турс».

Руководители принимающих турфирм обсуждали скрытое повышение цен на входные билеты в некоторые музеи. Имеется в виду, что, по слухам, цены для иностранных туристов часть музеев планирует выставить в евро. Это может стать очень плохой новостью для туроператоров: Санкт-Петербург и без того никогда не был дешевой дестинацией, и любое повышение стоимости туров отрицательно сказывается на потоке туристов в город. Уже сейчас тур в Петербург в среднем стоит дороже, чем аналогичная поездка, например, по маршруту Прага – Вена - Будапешт.

Основные городские музеи на данный момент оказались в положении естественных монополистов, что позволяет им повышать цены на свои услуги, не задумываясь о последствиях для турпотока. Другой неприятный момент заключается в том, что некоторые музеи имеют обыкновение изменять цены уже после того, как турфирмы подписали контракты с зарубежными партнерами. Соответственно, туроператоры, вынужденные сообщать об изменении цен, оказываются в неудобном положении перед своими зарубежными партнерами.

По мнению генерального директора компании «Тройка Райзен» Тамары Кособуцкой, дело даже не столько в самом повышении цен, сколько в том, каким образом это все происходит. Во всем мире есть плановый рост стоимости, основанный на инфляции – 1-1,5% в год. А у нас музеи еще и требуют стопроцентную предоплату. «Я считаю, что музеи должны подписывать договоры на следующий год уже в конце марта, и не менять эти цены», - сказала г-жа Кособуцкая.

Исполнительный директор компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок подчеркнула, что входная плата в музеи составляет в среднем 60% от цены, по которой российская фирма продает услугу иностранной фирме. Оставшиеся 40% идут на транспорт, въезд в порт, экскурсоводов, налоги, содержание офиса и персонала, продвижение города на международных выставках и т. д. и т.д.

В прошлом году Петергоф произвел беспрецедентное повышение цен на входную плату - 40%! Это было сделано в условиях, когда во всем мире происходило снижение цен на туристические услуги. Единственное, что оправдывало подобное действие - туристические компании города были официально уведомлены об этом повышении заранее. Но в результате такой ценовой политики Большой Дворец недополучил только по линии фирмы «Арктур Трэвел» около 3 тысяч иностранных туристов, которые могли бы посетить Дворец, но побывали только в парке. А несколько недель назад, по словам Елены Мальченок, произошло абсолютно неприемлемое событие: Петергоф предложил подписать контракт не в у. е., которые равнялись доллару, а в евро, не уменьшив при этом цену, то есть, фактически подняв стоимость своих услуг на 20%. И сделано это, когда уже согласованы и подписаны все цены на 2004 год и иностранные компании выпустили свои рекламные брошюры.

Обсудив создавшееся положение, туроператоры приняли решение обратиться с открытым письмом к руководителям музеев, а также, возможно, в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ с просьбой разобраться в ситуации и каким-то образом отрегулировать ценовую политику музеев. Председатель Комиссии, президент туристической компании «Ника» Леонид Флит отметил, что сейчас как раз очень хороший момент для разрешения подобных ситуаций: «Новое городское правительство стало уделять большое внимание развитию туризма. Мы должны постараться выработать правила игры на рынке для всех поставщиков туруслуг».

Руководитель СЗРО РСТ Сергей Корнеев подчеркнул, что такое обращение, если члены Комиссии считают его необходимым, должно основываться на фактах, а не на эмоциях: «Нам необходимо как можно больше фактуры, показательной статистики – обращение турфирм должно быть максимально репрезентативным и объективным. Мы не имеем права влиять на ценовую политику музеев, однако турфирмы могут коллективно направить руководителям музеев предложения по оптимизации работы с туристскими компаниями, приведению качества обслуживания в соответствие с ценой, и так далее – особенно учитывая, что в настоящий момент уже нет «обязательной» туристской программы, и повышение цен при неудовлетворительном сервисе не может не сказаться на выборе турфирмами партнеров».

Основные пожелания турфирм сводятся к следующим: заключать договоры с музеями как можно раньше, в идеале – в начале весны (крайний срок – август); предусматривать систему скидок для турфирм как для оптовых покупателей услуг, привозящих клиентов в наш город (как это делается у других организаций сферы туризма); и хотя бы временно отказаться от повышения цен, так как музеи используют свое положение естественных монополистов и делают туристский продукт Санкт-Петербурга менее конкурентоспособным на российском и международном рынках. Руководители турфирм считают, что повышение цены на посещение музеев должно быть согласовано с объективной ситуацией по приезду туристов в наш город; иначе рекламный эффект 300-летия Санкт-Петербурга будет омрачен тем, что предлагаемые программы могут стать менее конкурентно привлекательными по сравнению с турами в другие европейские столицы. (Наталья Ермашова, пресс-служба СЗРО РСТ)